17.12.2010 - Sehnsucht / Wachstum (R059 CD)
RAIG представляет: дебютный CD-альбом инструментальной рок-группы из Санкт-Петербурга SEHNSUCHT. Квартет в составе Михаил Линов (бас), Тимур Саматов (гитара), Борис Попов (барабаны) и Екатерина Луцевич (клавишные) сложился в 2008 году. Ориентиры, по определению самих участников: «импровизационная музыка с влияниями немецкого краут-рока и японской экспериментальной психоделии».
Исходный материал для альбома Wachstum («Рост») записывался на однодневной сессии в Репетиционном центре «RockSPb» в июне этого года; партии клавишных и голоса были записаны позже, в августе-октябре в домашней студии музыкантов. Это, пожалуй, наиболее «композиционно-ориентированная» программа коллектива – с той точки зрения, что все номера на альбоме имеют достаточно четко выраженную формальную структуру. Стилистический спектр заметно расширен и включает элементы хэви-психоделии, эйсид-рока, спэйс-рока и нойз-рока. Но с точки зрения специфической моторики и акцентировки, характера ритмических рисунков и даже намеренных неточностей в исполнении – это самый настоящий Kraut Rock образца начала 70-х годов, т.е. периода кристаллизации этого субжанра в мутных водах первой волны германского психоделик- хард- и арт-рока (или «фриц-рока», как называли его британские острословы). Любопытно, что при этом SEHNSUCHT звучат не как тривиальный «ретро-бэнд», но вполне успешно реализуют свое индивидуальное понимание-ощущение и той музыки, и того времени. Своеобразный культурологический опыт-погружение, результаты которого не оставят равнодушными ни молодого слушателя, ни любителей музыки старшего поколения с опытом, не понаслышке знающих о том, что происходило в рок-музыке 60-70х. (7 треков – 47 минут). Sehnsucht @ MyspaceMusic.
01.12.2010 - Aethyr / Messio (R057 CD)
Спустя год после своего феерического дебюта на сплит-релизе Dirgenera Quadrivium MMIX, AETHYR возвращаются с полноформатным CD-альбомом Messio! Событие само по себе отрадное, потому что в силу множества объективных и субъективных факторов в андеграунде «синдром второго релиза» преодолевают далеко не все группы: иллюзии рушатся, надежды не оправдываются, составы разваливаются и т.п. Загадочный дуэт Mr.D и Mr.W справился с задачей на отлично и свое движение продолжил твердой уверенной поступью.
В Messio вошли новые треки коллектива, но все они в полной мере наследуют настроения и образы дебютной работы. Тем, кто Mass EP не слышал и с коллективом не знаком, сообщим, что AETHYR свои эпические и провидческие композиции создают на стыке эрратической эстетики «индустриальной музыки» и экстремальных форм «дум и блэк металла». Давящий свинцовой тяжестью риффаж бас-гитары, зловещие нагромождения текстурированных слоев искажений и электронных флуктуаций, скрежещущие неблагозвучиями гитарные соло и пугающие синтезаторные истечения, монотонный ритуально-маршевый лязг перкуссий, кроулианские сэмплы и тоскливые бессловесные голосовые манипуляции – всему этому есть место в контексте экспериментов дуэта. Монолитно, громоздко, тяжело и далеко не жизнерадостно. Страшное и завораживающее в своей необратимости апокалипсическое видение мироустройства, которому AETHYR придали экстремальную, но высокохудожественную форму. Диск вышел в черном картонном фолдере, тисненным «серебряной» фольгой, с вкладышем. Дизайн: ZonderZond. (7 треков – 53 минуты). Aethyr @ MyspaceMusic.
15.10.2010 - Vespero / By the Waters of Tomorrow (R058 CD)
Об астраханской группе VESPERO за рубежом сейчас говорят, возможно, больше, чем о какой-либо другой группе российского андеграунда. Кто восхищается, кто критикует, но вниманием не обходит практически никто – ни в кругах любителей «психоделии», ни в несколько подрастерявшей свой потенциал «прогрессивной» среде. Любопытно, что эксперты и знатоки рок-музыки примеряют на группу самые разные стилистические одежки – от «кентербери» и «краута», до «пост-панка» и «дарк-рока» – но почему-то в упор не замечают принадлежность группы к «спэйс-рок» жанру. Возможно, это связано не только с субъективными прочтениями современной рок-музыки, но и с большим количеством низкокачественных «бутлегерских» записей группы, наводнивших интернет и, увы, не дающих адекватного представления о действительном лице коллектива.
Третий студийный альбом с разновариантным в переводе названием By The Waters Of Tomorrow, который музыканты записывали с ноября 2009 по март 2010 года в Астрахани, а продюсировать вновь доверили Алисе Корал в Москве – это далеко не то, чем группа была еще год назад, но то, чем VESPERO являются в настоящий момент. А именно – полностью инструментальной спэйс-рок группой: с панорамной аранжировкой, в которой огромная функциональная роль отводится синтезаторам и струнным инструментам; с восхитительно подвижной и динамичной ритм-секцией; с изящно выстроенными гитарными партиями, в которых присутствует некоторая доля теплой ретро-винтажности; с самобытным балансом в музыке между мелодической темой и психоделическим трипом. Последнее представляется принципиально важным для понимания того, что играют VESPERO на этом альбоме. Их музыка – довольно редкая в наши дни «традиционалистская» разновидность спэйс-рока. То есть, того спэйс-рока, каким он звучал до знаменательного раскола «Британской свободной фестивальной сцены» в конце 90х на два превалирующих течения: «техно-идустриальное» (нынешние Ozric Tentacles, Omnia Opera, Eat Static, Hidria Spacefolk и пр.) и «фри-импровизационное» (Zone Six, Kaabel, Oresund Space Collective, Secret Saucer и т.д.). На том «музыковедческий» экскурс закончим и порекомендуем слушателям не откладывать свое путешествие в мир VESPERO. (9 треков – 63 минуты). Vespero @ MyspaceMusic.
01.08.2010 - Psi Corps / All Roads Lead to Amber (R056, CD)
Для поклонников творчества Алисы Корал, число которых в самых разных странах с каждым годом растет, совершенно очевидно, что ее группы/проекты PSI CORPS и SPACE MIRRORS суть явления довольно разного порядка, несмотря на то, что исполнители задействуются порой одни и те же. PSI CORPS на сегодняшний момент – это полностью инструментальный акт, более экспериментальный, более радикальный и более свободный от стилистических рамок. Но это отнюдь не площадка для постановки экстремальных опытов, которые остаются вне формата песенно-ориентированной спэйс-рок-метал супергруппы SPACE MIRRORS. Скорее платформа для реализации оригинальной концепции «саундтрек-по-книге». При этом стилистический формат реализации при необходимости легко трансформируется.
Второй альбом All Roads Lead to Amber – Parts I & II, как можно догадаться по названию, инспирирован и сочинен по двум первым книгам «Хроник Амбера» американского писателя Роджера Желязны (1937-1995). Состоит он из двух частей, объединяющих девять инструментальных пьес. Каждая композиция соотносится с конкретными событиями книжного повествования. Это ни в коем случае не попытка краткого изложения сюжета, но детализированное переложение ключевых моментов книги. Каждая композиция выстраивается и формализуется таким образом, чтобы передать динамику и ритм текста… Тем, кому «Хроники Амбера» представляются увлекательным и легким экшн-фэнтази, после прослушивания альбома свое отношение придется, видимо, пересмотреть. Поскольку с музыкальной точки зрения все очень и очень непросто, порой на самой грани художественности и провокации, но неизменно эстетично и при абсолютной мотивированности каждого шага. Алиса Корал (в арсенале которой значатся бас-гитара, терменвокс, синтезаторы и барабаны) уверенно контролирует структурный и текстурный контексты. При этом в каждом отдельном аудио-сегменте сконцентрировано столько движения и массы, столько звука, что пространство и время буквально сворачиваются, а музыка излучает какую-то потустороннюю радиацию. Признаюсь, мне затруднительно классифицировать эту работу… Родовые признаки жанров выглядят совершенно размытыми. Ближе всего музыка конкретно этого альбома, пожалуй, к американской трактовке «индустриальной музыки», которая, в числе прочих, подразумевает и всевозможные спэйс-нойз-кибер-эйсид-психо изыскания. Вполне возможно, эти аналогии возникают под впечатлением от гитарной нойз-пиротехники Charles Van de Kree (лидера одной из ключевых групп современного американского хэви-спэйс-психо JET JAGUAR), заменившего прежнего гитариста Michael Blackman. Помимо него, на трех композициях отметился Аркадий Федотов, бас-гитарист астраханской группы VESPERO… Сложная работа с агрессивной динамикой, совершенно нехарактерной для современной внежанровой и саундтрековой музыки. (9 треков – 61 минута). Psi Corps @ MyspaceMusic.
01.08.2010 - The Re-Stoned / Revealed Gravitation (R055, CD)
Лидер группы, гитарист Илья Липкин (в его послужном списке записи с очень разными коллективами, как то Neutral, Ярче 1000 Солнц, Waldsonne, Rushus и NLP) говорит, что THE RE-STONED стал для него «возвращением к музыке, которую всегда любил слушать и играть». Времена действительно изменились: то, что раньше называлось хард-роком и блюз-роком, ныне пытаются уместить в популярные тренды «дум» и «стоунер». Сути дела это, однако, не меняет. В нашем случае речь идет о современном переосмыслении наследия «семидесятнической» школы «тяжелой» музыки. А стало быть – и о классе владения инструментом, и о навыках сочинительства «хитовых» мелодических тем, и о придумывании оригинальных композиционно-аранжировочных ходов. Последнее особо актуально по причине отсутствия в музыке вокала, а в составе - харизматического вокалиста-фронтмена, коими славна история рок-музыки 70-х. Альбом Revealed Gravitation («О сути гравитации» или «Выявленная гравитация») по всем параметрам удался (с предшествующего 4-трекового EP-релиза Return To The Reptile в альбом вошли только 2 и полностью перезаписанные композиции). Материал хорош и профессиональной подачей (среди гостей – Сергей Ходнев, барабанщик первого состава ансамбля АРСЕНАЛ и Евгений Ткачев, перкуссионист ЯТ-ХА), и цепляющими риффами, и запоминающимися темами, и интересными решениями аранжировки, и современным звучанием (сведение и мастеринг делала Алиса Корал из PSI CORPS и SPACE MIRRORS). Электричество изящно комбинируется с акустикой, а сумасшедший драйв соседствует с тонкой лирикой. Это музыка, которую обязательно оценят энтузиасты «старого, доброго и крепленного» хард-блюз-рока, традиционалистского мелодического дума-стоунера, да и инструментальной рок-музыки в широком смысле. (11 треков – 61 минута). The Re-Stoned @ MyspaceMusic.
12.04.2010 - uSSSy / Oko (R054, CD)
Второй альбом группы USSSY, который основатели коллектива – Артем Галкин (гитары, уд, фидбэк) и Павел Еремеев (баритон гитара, фидбэк, сэмплы, голос) – записали с барабанщиком Павлом Богачевым из московской группы PREA HRADA еще в прошлом году. По окончании студийных сессий и серии блестящих концертных выступлений творческий альянс распался, и USSSY продолжили активность как дуэт Галкина и переключившегося на барабаны Еремеева. У выпущенного постфактум альбома “Oko”, однако, есть все шансы стать самым заметным и значимым релизом года в отечественном андеграунде. Классифицировать его в стилистических терминах и провести какие-то аналогии – довольно сложно в силу радикально-инновационного подхода авторов к пониманию жанра «рок-музыки» как такового. Ритм, гармония, вокал, композиция, принципы тональных, атональных и ладовых построений – в этой работе интерпретированы в ключе «музыкальных техник», присущих в большей степени академическому симфо-авангарду и старинной ближневосточной музыке, но с невероятным драматическим накалом, характерным для социально-мотивированной рок-музыки. Думаю, что «рок» действительно сильно постарел и сдал, хотя совсем не факт, что «все в этом жанре уже переиграно». А уж если вы являетесь поклонником радикальных ответвлений прога, хардкора, психоделии, нойза… и вас действительно интересует, «какой» будет музыка «андеграунда будущего», то послушать “Oko” нужно непременно. (8 треков – 41 минута). uSSSy / Kruzr Ken @ MyspaceMusic.
12.04.2010 - The Grand Astoria / II (R053, CD)
Много лет назад, на заре появления в Стране Советов «музыки сытых» русоголовые Иваны пачкали лица гуталином, надевали смешные соломенные шляпки и, называя себя Луи и Джонами, пытались составить альтернативу заокеанским чернокожим джазменам перед лицом столичных нэпманов. Смотреть документальные хроники о бытии первых российских джазовых бэндов очень смешно… и грустно. Глобально о «русском джазе» заговорили, только когда доморощенные «джаз-негритята» вспомнили о русском классицизме, народничестве, символизме, авангарде и привнесли в иноземный жанр исконную отечественную художественную традицию. Спустя без малого сто лет в современной музыке происходят очень похожие истории (будь-то в инди- прог- пост- или стоунер-роке). Играющая молодежь вновь мажет лица гуталином (в переносном «смысле») и силиться примерить на себя чужие имена и чужие одежки (в буквальном смысле). И вновь все самое интересное начинается, когда сквозь наслоения иноземной мишуры пробивается что-то свое. То, что, видимо, сидит глубоко в нутре и ждет своего часа…
Питерской группе THE GRAND ASTORIA чуть больше года, но, судя по второму студийному альбому, типичный российский «комплекс отставания во всем» квартету преодолеть уже удалось. Заявив о себе в местном «стоунер-сообществе» дебютным селф-релизом, группа уверенно двинулась дальше и в короткие сроки подготовила шикарный хард-прог-психо-кроссовер-рок альбом, который обозначила как “II”. За исключением одной песни, весь материал полностью инструментальный – формат, в котором не только прекрасно раскрываются исполнительские таланты музыкантов, но и их навыки обращение с композиционной формой и текстурной аранжировкой. Высокий потенциал группы очевиден и на первом альбоме, но на втором – он раскрылся очень убедительно и ярко. Новый релиз – для тех, кто ценит многообразие художественных проявлений мелодического рока, любит блюзовую гармонию, сочный гитарный саунд, компетентную игру барабанщика, мощную динамическую подачу и современное панорамное звучание. (5 треков – 47 минут). THE GRAND ASTORIA @ MyspaceMusic.
12.04.2010 - Sendelica / Streamedelica, She Sighed As She Hit Rewind On The Dream Mangler Remote (R052, CD)
Четвертый студийный альбом британской психоделик-рок группы SENDELICA, креативное ядро которой являют гитарист Pete Bingham и басист Glenda Pescado. Коллектив по-прежнему верен инструментальным формам, но нынешняя работа со странным названием (в общем-то, это непереводимая игра фонем, но если попробовать…) «Стримоделика, или Она вздохнула, нажав перемотку на пульте дистанционного манипулятора Мечтой» существенно отличается от трех предыдущих. То, что называют «классическим британским психоделик- арт- пауэр- рифф-рок», авторы поместили в современный «экспериментальный электроакустический контекст» и, удачно скомбинировав элементы различных музыкальных жанров и стилей, создали «нон-стоп» рок-сюиту «о природе, о технологическом прогресс и о будущем, которое нас ждет». Судя по материалу, записанному на альбоме, в музыкальном смысле нас ждет причудливая эклектика жестко мотивированных мелодико-структурных грувов, абстрактной психо-акустики и пространных монстр-джем-импровизаций. В совокупности – это оригинальный «спэйс-рок», который придумывать и создавать творческому тандему Bingham – Pescado в числе прочих музыкантов помогали: клавишники Colin Consterdine и Roger Morgan, саксофонист Lee Relfe, барабанщики Oli Davidson Howell и Geoff Chase, флейтистка Virginia Tate, скрипачка Hannah Thiem, а также Nemesis и Nick Turner из клана британского культа HAWKWIND. Эксклюзивное издание RAIG для международной дистрибьюции (7 треков – 62 минуты). SENDELICA @ MyspaceMusic.
12.03.2010 - "LEBENSernst" (ein Buch nach dem Leben) (R049) | Won James Won / Corpus Unhearmeticum (R051)
«Таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы; поэтому и общественное отношение производителей к совокупному труду представляется им находящимся вне их общественным отношением вещей. Благодаря этому quid pro quo продукты труда становятся товарами, вещами чувственно-сверхчувственными, или общественными... Товарная форма и то отношение стоимостей продуктов труда, в котором она выражается, не имеют решительно ничего общего с физической природой вещей и вытекающими из неё отношениями вещей. Это - лишь определённое общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами», – Карл Маркс (1818-1883) (Капитал. Том 1. Книга первая. Отдел 1. Глава 1-4 «Товарный фетишизм и его тайна», 1867)
«Неужели мы будем преклоняться перед нашей отсталостью и делать из нее икону, фетиш? ...Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики», – Иосиф Сталин (1879-1953) (Сочинения в 16 томах. Том 14. «Речь на Первом всесоюзном совещании стахановцев. 17 ноября 1935 г.»)
Осуществляя поступательное движение в направлении «фетишизации товара», своевременно разоблаченного теоретиками и практиками научно-диалектического освоения действительности, RAIG с гордостью представляет два новых релиза издательской линии «Штучный товар» (Piece Goods).
"Ein Buch nach dem Leben" (R049PG) (дословно «Книга с сюжетом, взятым из жизни») московского экспериментального трио, которое в данные момент именует себя LEBENSernst (что-то типа «ПрозаЖизни»). Руками опытных мастеров московской арт-мануфактуры создается лишь два (!) экземпляра этого релиза в неделю: монтаж, печать, сбор, сшивание, переплет, тиснение, крепление специальной металлической шильды и конверта с музыкальным аудио-диском – все делается вручную, согласно непревзойденным дизайнерским разработкам ZonderZond. Всего таких уникальных музыкально-книжных арт-объектов будет до неприличия мало: 20 или 30... но не более 40. Нет смысла рассказывать о содержании 600-страничного книжного томика и 52-минутного аудио-диска. Это нужно держать в руках, осязать, листать и слушать. Группа создала свой лучший альбом, а, возможно, это вообще лучший отечественный альбом в жанре постиндустриального дарк-экспериментала. А дизайнер сделал эту музыку в буквальном смысле тактильной. LEBENSxxx @ MyspaceMusic.
Не думаю, что поклонникам нашего музыкального андеграунда нужно рассказывать, что такое московско-питерская формация WON JAMES WON («Выиграл Джеймс Выиграл»), и тем более, объяснять, какую музыку они играют. Это легенда. Это культ. Это фантом двух столиц, который равно притягивает к себе адептов психо, аванта, нойза, треша, фрика, китча, абсурда... Их "Corpus Unhearmeticum" (R051PG) – это практически совокупность всего того, что не услышал в шепоте ангелов великий и ужасный Гермес Трисмегист. Неуслышанного оказалось так много, что, помимо аудио-диска, использованного во всю полноту объема, часть особо значимых откровений пришлось изложить на аудио-кассете. Диск и кассета есть в каждом из 44 картонных футляров («Картонный плеер для регенерированной музыки») типографской печати, в каждый также уместились: полноцветный двусторонний постер А2-ого размера, способный облагородить любое пространство индивидуального пребывания; вкладыши противошумные или беруши, которые позволят познавать безграничную красоту состоявшегося в первозданной тишине; и специально-полезный аксессуар в виде набора красноцветной бумажной лапши, который каждый сможет использовать по неназначению, в силу одной лишь индивидуальной фантазии. ZonderZond-дизайн. WJW @ MyspaceMusic.
Уверен, что час продвинутых стахановцев mp3-потребления рано или поздно пробьет, и оба альбома будут доведены до сведения всех антифетишистов в характерном формате… но на аудио-дисках никаких переизданий и допечаток ожидать не стоит.
27.02.2010 - I Am Above On The Left / Astro (R048 CD)
Новый студийный альбом московской инструментальной авант-рок группы Я СЛЕВА СВЕРХУ – третий в дискографии коллектива, первый после почти четырехлетней паузы в совместной студийной деятельности. Многое изменилось за это время: квартет трансформировался в трио, а сама музыка естественным образом оказалась связанной с изысканиями участников в рамках сольных проектов и других объединений. Тех, кто проигнорировал альбомы WOGULOW TAROUTZ VERMO (“Eternal Number Of Repeats”, “Morok”, “Omut”, “In My Previous Life I Was You !!!”), KRUZR KEN (“Addicts & Satan” и множественные DIY-релизы), uSSSy (“s/t”), недавние сольники Артема Галкина (“Meet The Weeping Camel”) и Алексея Таруца (“Tarutz Morko Marran. Die Zauberei: Resistance of Materials”) и надеялся вновь услышать «лютый, хитро организованный нойз-мат-роковый хаос», очевидно, постигнет разочарование. Альбом «Астро» не похож ни на какой предшествующий релиз группы, он, вообще, мало похож на бытующий рок-традиционализм (не «мэйнстрим» даже, а на «традиционализм»). Но слушателю, мало-мальски знакомому с академической авангардной музыкой, этот альбом будет более чем интересен. Сказанное ни в коем случае не означает, что IAAOTL перестали быть рок-группой и превратились в камерный струнно-перкуссионный ансамбль: на альбоме есть и острых взрывных атак, и атональных риффов, и неожиданных темповых смещений (того, чем славен и мэт-рок, и авант-прог, и джаз-кор). Но не введет вас в заблуждение пестро-коллажно-актуально-китчевая обложка альбома, IAAOTL играют очень непростую, погруженную, на мой взгляд, довольно мрачноватую и (синематографически) разряженную композиционную музыку. Так, словно примеряют к рок-н-роллу теорию «организованного звука» франко-американского композитора и дирижера Эдгара Вареза (1885-1965). И если слушателю доводилось слушать «варезовские» опыты по тембральному, ритмическому и акустическому обновлению музыкального языка (например, «Ионизацию» для 41 ударного инструмента и 2 сирен), то «десять безымянных песен Астро» он услышит несколько иначе. Не факт, что понравится… но, если верить рекламного слогану «понимание приходит с опытом». (10 треков – 40 минут). IAAOTL @ MyspaceMusic.