22.09.2012 - Fire To Fields / Products (2012, R075)
RAIG представляет: первый официально-полноформатный альбом новосибирского сладж-виа FIRE TO FIELDS под названием Products (CD: 6 треков – 56 мин.). Бытует мнение, что FTF – «первая российская группа, исполняющая настоящий сладж-дум». Коллектив начал складываться вокруг вокалиста Станислава Худзика и барабанщика Олега Ткаченко в 2007 году, нынешний состав – в котором место басиста занимает Дмитрий, а на гитаре играет Владимир Лучанский – сложился в 2009-ом. В том же году была сделана первая профессиональная запись – двух-трекое эпонимическое демо. Вопрос «первопроходства» FTF на ниве отечественного «сладж-метал» оставим открытым, а вот художественная эстетика коллектива, пожалуй, нуждается в коротком вводном слове.
Фигурирующий во многих заметках о стиле термин «сладж-дум» – это как «масло масляное». Поскольку «сладжа» без «дума» по определению не бывает. Пресловутый «сладж-метал» представляет собой ультра-социопатическое отпочкование от канонического «дума», которое случилось где-то в конце 80-х и обусловлено было привнесением в традиционное дум-музицирование вокальных приемов и инструментальной моторики панк-хардкора. В упомянутой тавтологии, однако, есть определенный смысл, поскольку доля «хардкоровой» составляющей у современных сладж-образований разная. Соответственно, дефиниция «сладж-дум» используется, когда нужно подчеркнуть, что в музыке команды дума много, а хардкора минимум. Хотя «чистокровным думом» он в любом случае уже не является в силу вокальной специфики (замечу, что стилистическую границу между «думом» и «сладжем» в музыке инструментальных групп-тяжеловесов провести просто невозможно).
…Возвращаясь к FIRE TO FIELDS и их «Продуктам». В музыке группы ортодоксальный, суровый и необратимый, как кара Господня, низко-темповый дум-метал доминирует. Обращения к галопирующей «хардкоровой» динамике редки, зато фронт-мен свои голосовые связки жестко-экстремальной нагрузке подвергает постоянно, низвергая на слушателя потоки разочарования, отчаяния, ожесточения и т.п. (см. тексты в буклете) в манере исключительно выразительного фальцетно-гоблинского блэк-скрим-гуттурал пения. Присовокупите к контексту изрядную толику нездоровых дрон-шумовых экзерсисов (благо немалая продолжительность композиций подобные эксперименты позволяет), и… Услышав этот альбом, знакомый американский саунд-продюсер отписал, что это «одна из самых нетривиальных сладж-метал групп последнего десятилетия… с которой, однако, еще много и серьезно нужно работать». Со своей стороны замечу, что будь у FIRE TO FIELDS возможность хотя бы раз в год наведываться с концертами в столицы – быть им в ближайшее время однозначными «лидерами российской сладж-сцены». А пока… альбом Products во всей своей пессимистической красе и самобытности ждет своего потребителя. Кстати, на диске содержится бонус-секция: ремастированная версия демо-миньона 2009 года из двух треков, один из которых кавер песни “Depress” «крестных отцов» сладжа Eyehategod. Taste Products @ Bandcamp
01.06.2012 (Международный день защиты детей) - Womba / Montagna Futuro (2012, R067PG)
RAIG и ZonderZond представляют: новый релиз суб-культового проекта WOMBA в фетишистско-просветительской издательской линии «Штучный товар» ("Piece Goods" line by RAIG & ZonderZond). “Montagna Futuro” – это тотальная авторская «литерсоническая» аллюзия на общеизвестно-доступные реалии, из которых складываются нынешние информационные, образовательные, потребительские, культурные и любые иные поля проявлений цивилизационной воли и разума. Степень познания объектной сферы в данном случае определяется каждым субъектом-потребителем индивидуально.
Кому-то вполне достаточно, став обладателем одного из 67 пронумерованных 850-грамовых сетов, констатировать, что скупо декорированная коробочка содержит: (1) конвертик с аудиодиском, несущим 17 треков продолжительностью 80 минут, (2) 40-страничную книжицу с познавательным текстом и показательными картинками, и (3) девять приятно тактильных и цельнодеревянных кубиков, грани которых покрыты странными, но вполне читаемыми письменами. Диск можно добросовестно отслушать, книжечку полистать, кубики покрутить в ладонях… на том остановиться и определить объекту место в личной коллекции диковинок.
Тем же, кто справедливо полагает, что с оной коробочкой не может быть все так просто, сообщаю: вы стали обладателем уникальной и бесконечно воспроизводимой аудио-литературной инсталляции-шарады. Пока играет диск (использование режимов «репит» и «шаффл» не возбраняется) попробуйте, меняя грани кубиков и места расположения самих кубиков (у блоков, кстати, строго заданное конспиралогическое соотношение размера и веса), добраться сквозь (поначалу) смутно рождающиеся сюжеты и (регулярно) ускользающие смыслы к некоему тексту-абсолюту, т.е. непосредственно к авторскому посланию. Таковой текст с посланием реально существует. Упоминаю сей факт, дабы знали. Остальное – это ваше решение, воля и желание. Если же вы не сильны в разгадывании ребусов и вообще в комбинаторике, то на этот случай предусмотрена подробная инструкция (та самая книжица). Впрочем, она вполне может пригодится и при других обстоятельствах. Достаточно лишь усвоить несколько изложенных в ней нехитрых правил. Ну, а как говаривали когда-то давно: «Scienti et volenti non fit injuria».
22.04.2012 (Международный день Матери-Земли) - Vespero / Subkraut: U-Boats Willkommen Hier (2012, R073)
Апрель 1939 года. Берлин. Капитан Альфред Ритшер возвращается в Германию, завершив третью немецкую Антарктическую экспедицию. Территория Ледового материка – между 20° восточной долготы и 10° западной долготы – объявлена суверенной землей Третьего рейха. В пределах «Новой Швабии» обнаружен участок площадью 32 кв. км с «нехарактерным для Антарктиды ландшафтом». «Оазис Ширмахера» не покрыт льдом, отличается мягким микроклиматом и незамерзающими озерами пресной воды. Под оазисом предположительно располагаются гигантские природные пустоты, заполненные теплым воздухом… Организация четвертой немецкой Антарктической экспедиции прервана с началом Второй мировой войны. Однако попытки наладить регулярное сообщение между материковой Германией и антарктической Новой Швабией продолжаются. Летом 1943 года гросс-адмирал Карл Дениц рапортует о том, что «подводный флот Кригсмарине горд тем, что создал на другом конце света неприступную крепость для фюрера», особо отметив заслуги в этом деле экипажа подводной лодки U-530… В 1946 году США направляют к Новой Швабии экспедицию под началом адмирала Ричарда Бэрда. Официальный отчет о результатах операции под кодовым названием «Высокий прыжок» не обнародованы и по сей день. Известно, однако, что эскадра ВМФ США практически сразу по прибытии в Новую Швабию весной 1947 года развернулась и взяла курс домой… В настоящее время на территориях южнее 60° южной широты действует «Конвенция об Антарктике», запрещающая странам любые работы и действия, кроме научно-исследовательских… На территории бывшей Новой Швабии (ныне «Земля Королевы Мод») в наши дни функционирует германская антарктическая станция «Ноймайер III»…
Каким образом вышеизложенное связано с новым альбомом астраханской спэйс-прог группы VESPERO? …Музыканты сочинили и записали 6 новых инструментальных пьес общей продолжительностью 67 минут. Будучи по натуре людьми, увлеченными, пытливыми и охочими до погружения в тайны истории человечества, рассказали они в них о походе загадочной подводной лодки «V», сквозь темные и холодные воды продирающейся к великому ледяному подбрюшью планеты… рассказали об экипаже, который практически вслепую, в окружении взбесившихся приборов и без достоверных навигационных карт тащит на борту своей субмарины странный артефакт, способный сказку сделать былью… о большой антарктической охоте, о том, как свирепый морской охотник в одночасье становится загнанной в угол дичью… и о том, как важно в любой ситуации уметь думать позитивно… Будучи давними поклонниками немецкого андеграуда 70-х годов, авторы естественным образом натурализовали свою музыку в эстетику сугубо немецкого музыкального феномена, известного как «краут-рок». И назвали свой альбом «Субмарина-краут, или Подводные лодки, добро пожаловать!»… Получившаяся аудио-смысловая фантасмагория, безусловно, интригует, дразнит воображение и провоцируют рождение домыслов различного рода, в абсурдности своей не уступающих порой славным конспирологическим теориям… Итак, мой добрый слушатель, группа VESPERO и RAIG приглашают вас сыграть в захватывающую игру, известную в международной версии как “Subkraut: U-Boats Willkommen Hier”… скажем, в роли штатного звуко-акустика – немецкой Kriegsmarine U-Boot или американского Submarine Chaser. Поместите диск в плэйер, наденьте хэд-фоны, положите перед собой морскую навигационную карту и… да пребудет с вами позитив!
Да… первый пресс альбома выпускается на компакт-диске в двух версиях (обе – эксклюзивная разработка студии ZonderZond). Базовая версия (каталожный номер R073) включает CD и навигационную карту-постер, упакованные в фолдер из дизайнерского картона с шелкографической печатью графики. Специальная версия под названием «Морской волк» (строго 50 пронумерованных экземпляров с каталожным номером R073PG) выходит в тисненной коробке-планшете, внутри которой, помимо CD и навигационной карты-постера, находятся: полноцветный буклет и открытки, комплект винтажных фотографий, вымпел субмарины «V», нарукавная лента и гравированный металлический жетон моряка-подводника (глубокое погружение в образ и тему гарантируется ))
04.04.2012 - Sound Of Ground / Sky Colored Green (2012, R072)
Если задуматься, то между россиянами и американцами сходства ничуть не меньше, чем различий. И у них, и у нас расцветает гражданское общество, крепчает народный патриотизм, уважаются права сексуальных меньшинств, ведется борьба с табакокурением и прочими проявлениями нездорового образа жизни, популярны спорт, распродажи, макдональдсы, компьютерные игры и, как выясняется, стоунер-музыка… В чем-то они нас, безусловно, опережают. Например, в деле повсеместной легализации однополых браков. Зато мы их регулярно делаем на хоккейных площадках… «Хэви для тех, кто недолюбливает метал» или просто «стоунер» – явление исконно американское. Зародившись на рубеже 80-90-х, оно перешагнуло Атлантику, бодро прошествовало по Европе и с двадцатилетним опозданием докатилось до матушки-России. Молодые (и даже уже не очень молодые) люди, отпустив волосы (а иногда и бороды), потянулись в универмаги закупать клетчатые рубахи и голубую джинсу, после чего самоорганизовались в профильные сообщества для обсуждения достоинств поглощаемых импортных самогонов, отечественных самосадов и, разумеется, «настоящей мужской» музыки.
Рецептура ее изготовления, в общем-то, не особо сложна: придумать (или подсмотреть у кого-то) пару-тройку риффов, положить их на незамысловатый мотивчик (хотя можно обойтись и без оного), сочинить десяток строк на английском (грамотность не принципиальна), найти оптимальную гармонию строя голоса и гитары (тоже необязательно), добавить немного панковской социопатии и психоделического астрала (главное не переборщить) и… вуаля, стоунер-боевик готов. Как ни странно, при всей простоте своей природы «добро-правильный стоунер» получается очень у немногих. И дело, похоже, вовсе не в том, что славянские парубки тщетно пытаются изобразить из себя «американских люмпенов» (те же шведы, например, в этом очень даже поднаторели). Но чего-то явно не хватает… то ли текила паленая попадается, то ли курево не должно забирает, то ли обувка не от того производителя… Вообще, «стоунер», как и всякая любая песенная музыка, держится на людях не только со «специфическим мироощущением», но еще и с недюжинными сочинительскими талантами. Мода на тот или иной стиль как приходит, так и уходит, а хорошая песня строить и жить всегда помогает… на каком бы языке ее автор после концерта не общался с аквариумными рыбками.
Так вот, в 2010 году свои силы на поприще англоязычного стоунер-метал решило попробовать московское трио под названием SOUND OF GROUND. 20-минутный миньон, сделанный парнями в том же году, откровением, не стал. Но некоторых зарубежных спецов о том, что на российской «нео-хард» сцене что-то происходит, заставил задуматься (ну не шведом же единым?). Однако свое мнение люди серьезные старались до поры до времени держать при себе – точнее, до появления полноформатного альбома группы. Отслушав который, можно было бы уже авторитетно порассуждать на тему «откуда у хлопца испанская грусть» (к слову, судя по стихотворению «Гренада», сочиненному Михаилом Светловым в 1926 г., нынешнее поколение отнюдь не первые, кто черпает вдохновение в нездешней традиции и чужом языке), и насколько удачно парням удается сыграть «смычками страданий на скрипках времен»… Итак, RAIG с удовлетворением представляет: "Sky Colored Green" – дебютный полноформат молодой отечественной англопоющей стоунер-группы (CD: 11 треков – 50 мин.). Надеюсь, что он даст ответ на все вопросы. В особых издательских комментариях к этой работе – смысла не вижу. На RAIG традиционно публикуется очень небольшое число «поющих» (вне зависимости от языка лирического самовыражения) групп. Поэтому сам факт появления этого релиза в каталоге лейбла, о чем-то да говорит. Прежде всего, о том, что посланию в песнях SOG почему-то хочется верить, и о том, что ассимиляция с инородной эстетической средой в данном конкретном случае у нас ни малейшего отторжения не вызывает. P.S. На альбоме вы услышите и песни, входившие в демо-миньон R.H.S.
28.01.12 - IWKC / Urban Fears (2012, IWKC01)
RAIG представляет: дебютный полноформатный альбом московской инструментальной группы IWKC (также известной как I WILL KILL CHITA). Название коллектива – это, похоже, дань бурному прошлому, когда братья Самарины собрали панк-бэнд и регулярно выясняли отношения (то ли с коллегами по цеху, то ли между собой, то ли с неоднократно менявшимися согруппниками). На самом деле – искали собственную идентичность в океане современной музыки. На то ушло три года, но состав консолидировался, а музыка в итоге претерпела воистину чудесные трансформации. Нынешний квинтет IWKC исполняет профессионально сочиненную и аранжированную, полностью инструментальную, образнонасыщенную и высокохудожественную музыку с очень сильными влияниями неоклассики, арт-рока, нео-психоделии и пост-рока. Альбом Urban Fears – это своего рода концептуальный опус, вдохновленный причудливым ландшафтам московских промышленных пригородов и им же посвященный (говорят, что и записывалось все в полуразрушенном бункере какой-то заброшенной промзоны). Но музыка – на альбоме шесть новых пьес, которые мы решили дополнить ремастированными версиями трех вещей с самого первого сетевого миньона коллектива – звучит на удивление светло и возвышенно, без привычных (при подобных аллюзиях) индустриальных шумов, искажений, перегрузов и хаосов. Потому рекомендовать этот релиз (9 треков – 56 мин.) я уверенно могу самому широкому кругу слушателей, интересующихся девиантными и внежанровыми формами современной инструментальной альтернативы. PS: Два предшествующих EP группы можно послушать на Bandcamp страничке IWKC.