DELERIUM
Английский Delerium Records – это легенда независимой музыки, настоящая летопись истории «нового» британского и международного психоделического искусства. Лейбл был основан в 1991 году; широкую известность приобрел, по скромному утверждению его создателя и вдохновителя Richard Allen, благодаря «огромному успеху группы Porcupine Tree», именно здесь начинавшими свой путь. Однако за 10 лет активности Delerium стал «домом и отправной точкой» и для многих других интереснейших и выдающихся коллективов, в числе прочих: Nick Riff (США), Omnia Opera (Великобритания), Zuvuya (Великобритания), Suicidal Flowers (Великобритания), The Steppes (США), Nova Express (Германия), Kava Kava (Великобритания), Mandragora (Великобритания), Nukli (Великобритания), Saddar Bazaar (Великобритания), Moom (Великобритания), Sons Of Selina (Великобритания), Kryptasthesie (Италия), Electric Orange (Германия), Nine Invisibles (Великобритания), Tangle Edge (Норвегия), On Trial (Дания), The Spacious Mind (Швеция)… Каталог Delerium насчитывает в общей сложности более сотни наименований: кассеты, компакт-диски, виниловые пластинки. Для слушателей, ориентирующихся в британской музыкальной культуре, очевидна связь Delerium с движением «Свободная фестивальная сцена» 80-90 годов, в рамках которого пестовались спэйс-рок, психоделик-фолк, гараж-рок, краут-рок, прог-рок, стоунер-рок, транс-эмбиент и эйсид-электроник. В 2001 году Richard Allen заявил о выполнении миссии лейбла, которую формулировал как «создание альтернативы массовому очковтирательству… становление актуальной, ломающей стилистические границы музыки», и о закрытии Delerium. Сайт лейбла сохранен как «веб-музей» уникальных страниц музыкального независимого андеграунда – рекомендуется к обязательному посещению! P.S. Большинство релизов Delerium Records уже давно превратились в коллекционные раритеты. Кое-что можно найти на электронных аукционах и в каталоге еще действующей «дочерней структуры» The Freak Emporium. Остатки отдельных тиражей в конце 2005 года были официально переданы для международной дистрибьюции на RAIG. The Surf Sluts / Pot Sounds / 2000 (DELEC CD 078)
В конце 90х годов участники нашумевшей в Европе «некро-фольклорной», согласно характеристике самих музыкантов, группы SUICIDAL FLOWERS из английского Йорка примерили на себя новый художественный концепт и для его реализации радикально реорганизовали состав. Новая группа, получившая название THE SURF SLUTS, с характерным английским юмором и едким сарказмом обратилась к наследию времен «британского вторжения» в мировую рок-музыку. В 2000 году их дебютный альбом Pot Sounds, записанный в составе Mark Carlyle (вокал, гармоника), Darren Mollatt (ударные, вокал), Phil Bowers (бас, вокал), Kev Cartwright (вокал, гитара) и Snod (вокал, гитара), вышел в свет на Delerium Records… Чопорные британские критики застыли в недоумении: коллектив исполнял «черти-что» в буквальном смысле. Нет, с музыкой все было понятно – рокабилли, рок-н-ролл, серф, ритм-блюз… но все это звучало то ли как безобразное попурри, то ли как гнусная панк-пародия на всем (вроде бы) известные «хиты золотой эпохи рок-н-ролла»… Мало того, что название группы (в вольной трактовке «Неряшливые Девчушки, Обожающие Серфинг и Серфингистов») было каким-то «неблагонадежным», так еще и обложка релиза представляла собой глумливую поделку под историческую пластинку Pet Sounds (1966) все тех же The Beach Boys. «Нельзя же так! За кого нас принимают?!» – раздавались голоса… а публика покатывалась со смеху, глядя на цветастые гавайские рубахи музыкантов, и с удовольствием оттягивалась под «их боевики». «Секрет хорошей кавер-версии заключается не в создании очередной репликации, а в привнесении в оригинал каких-то неожиданных трюков, особенной жилки…» – серьезно вещал фронтмен коллектива – «…Мы любим The Ramones и The Beach Boys, The Damned и The Monkees, Elvis и Rolling Stones… Мы стараемся ‘отсерфить’ в каждой песенке как можно больше наших любимых исполнителей… от Fleetwood Mac и Tex Williams до Olivia Newton John… А если не можем найти в Интернете чьих-то аккордов или лирики, мы не паримся, просто подставляем то, что находим у других наших кумиров…» Разрешения на столь вольное обращение с оригиналами эти чудаки явно ни у кого из знаменитостей не испрашивали, да и перечислением авторов, угодивших к ним в «горшок» (слово “pot” можно перевести как «горшок», «кастрюля»; на слэнге так называют «марихуану» или «выпивку»; в просторечье – «брюхо», «животик»), себя не утруждали. Хотите разобраться? Проверить свои музыкально-энциклопедические знания? Или просто вкусить бесшабашного твист-драйва? Этот релиз для вас! Дискография SUICIDAL FLOWERS: The Final Arrangements (1992, LP); Burn Mother Burn (1997, CD/LP); Worship the Waterfall (1998, CD) Дискография THE SURF SLUTS: Pot Sounds (2000, CD); Surf & Destroy (2005, CD); Scarytale in Olde York (2006, EP) цена RAIG: 400 ru Nine Invisibles / Soundbombing / 2000 (DELEC CD 077)
После четырехлетнего перерыва NINE INVISIBLES вернулись со вторым студийным альбомом Soundbombing. Записан он в той же компании: Mick Reed, Nigel Goodwin, Ian Hawksley, Dave Vause и Bruce Baker, а также Pat Fulgoni (вокал на двух треках), Ian Hawkins, Mathew Giblin и George Deal. Заметно лишь отсутствие Simon Williams (группа MANDRAGORA)*, который осуществлял сведение и мастеринг дебютного альбома группы. Функции саунд-продюсеров взяли на себя Mick Reed и Mark Franklin (в то время участник группы KAVA KAVA; ныне выступает с группой THE QEMISTS на лейбле Ninja Tune). Происшедшая рокировка, очевидно, отражала принципиальное изменение художественной концепции NINE INVISIBLES: проект окончательно лишили рок-корней и развернули в сторону «электронного» рейва! Синтетический экстаз гипнотических грувов, психоделической транс-абстракции и этно-мелодического эксгибиционизма: консолидированный, жесткий и напористый саунд; пружинящий линейный ритм; колючие гитарные риффы и холодное жужжание синтезаторов в мареве сэмлированной инструментовки. Профессиональная «интертейнмент» музыка дорогих лондонских супер-клубов, в той или иной степени соотносимая с другими модными британскими исполнителями второй половины 90-х годов (The Future Sounds Of London, The Prodigy, The Chemical Brothers…). Предсказуемое отчасти движение, открывающее всесторонние перспективы… Но по непонятной причине NINE INVISIBLES неожиданно «ушли в тень» и пребывают в «творческом отпуске» уже несколько лет. Но группа существует, правда, в радикально обновленном составе: Mick Reed (барабаны, перкуссия, синтезаторы), Abdullah Hamzah ака Celt-Islam (перкуссия, клавишные, нойз), Phil Thornton (муг-синтезатор), Purple Dave (клавишные, синтезаторы) и Dr. Weevil ака Desert Storm (dj-вертушка). * В 1998 году участники группы MANDRAGORA в полном составе – Simon Williams, Al Jenkins и Simon Cowburn – с присоединившимся к ним Mick Reed, под именем MANDALA выпустили инструментальный альбом Gurning The Midnight Oil. Дискография NINE INVISIBLES: Pureheadspace (1997, CD); Soundbombing (2000, CD) цена RAIG: 400 ru Nine Invisibles / Pureheadspace / 1996 (DELEC CD 053)
Весной 1995 года барабанщик Mick Reed* – один из основателей легендарной английской инструментальной спэйс-рок формации SHIP OF FOOLS, ее саунд-продюсер и автор большинства композиций – начал работу над сольным альбомом. Этот шаг усугубил и без того напряженные отношения между участниками коллектива, и группа распалась**. К проекту NINE INVISIBLES из «корабелов» присоединился только гитарист Ian “Oko” Hawksley. Зато поддержал его «весь цвет» йоркширского андеграунда: Nigel Goodwin (клавишные, электроника), Matthew Giblin (флейта), Ian Hawkins (бас; группа THE BLUEFOOT PROJECT), Dave Vause (клавишные), George Deal (синтезатор), Pat Fulgoni (вокал; KAVA KAVA), Bruce Baker (клавишные), Al Jenkins (бас; MANDRAGORA), Simon Williams (гитара, клавишные, электроника, сведение, мастеринг; MANDRAGORA) и другие. Корни NINE INVISIBLES на дебютном альбоме Pureheadspace, который был завершен весной 1996 года, отследить возможно: и по узнаваемой постановке звучания, и по обращению к некоторым наработкам времен SHIP OF FOOLS, и по отдельным нюансам инструментовки (“King Dubby”, “Gondwanaland”, “Social Narcotics”). Но в целом, это уже совсем другая музыка: в большинстве композиций партии «живых» ударных, гитар, клавишных и духовых инструментов так глубоко упрятаны в толще электронного микса, что оправданность записи таковых порой перестает быть понятной; концовка альбома вообще уподобляется модному dj-сету (“Zero Zero” и последующие три трека). «Гибридная» инструментальная, за исключением одного трека (“Power From The Sun”), музыка: уже не «рок», но и не до конца еще «электроника». Называя ее «трайб’ернетика», Reed стремился, очевидно, подчеркнуть родственность проекта новым веяниям в обоих жанрах, обозначить его оригинальность и новаторство… Внесем ясность: на рубеже 80-90х годов все большее число спэйс-психоделик-рокеров потянулось к хаус-электронике; не без их непосредственного участия – вспомним, в частности, ASTRALASIA (сайд-проект участников MAGIC MUSHROOM BAND) или EAT STATIC (офф-шот барабанщика Merv Pepler и клавишника Joie Hinton из OZRIC TENTACLES) – та мутировала в формы эмбиент-хаус, хип-хаус и трайбл-хаус. Последняя разновидность подразумевала наличие перкуссионной полиритмии и некой псевдо-этнической экзотичности – именно то, что привлекало и давно интересовало Mick Reed. Не имея возможности в полной мере реализовать свои задумки в составе SHIP OF FOOLS, он развернулся в NINE INVISIBLES. Альбом Pureheadspace – в какой-то степени транзитная работа: с одной стороны, не до конца раскрывающая весь инструментальный потенциал группы; с другой – захватывающая именно в части рискованной эквилибристики комбинированных акустических и электронных ударных. Многое из прозвучавшего на этом альбоме адепты хаус- и транс- электроники впоследствии буквально растащили по ниточкам, порой строя на одном единственном груве NINE INVISIBLES целые альбомы. * Mick Reed начинал барабанщиком в ныне забытой готик-рок команде 1919. Дискография 1919: Caged (1982, 7”); Repulsion (1982, 7”); Cry Wolf (1983, 12”); Machine (1983, LP); Earth Song (1984, 12”); The Complete Collection (2001, CD) ** Клавишник Les Smith ненадолго присоединился к CRADLE OF FILTH, а потом прочно связал свою карьеру с ANATHEMA и ANTIMATTER. Второй клавишник Damien Clarke также поработал с упомянутыми британскими «блэкстерами» в качестве ремикс-инженера. О гитаристе Andy Banks, басисте Paul Drake и флейтисте Graham Wilkes ничего не известно. Дискография SHIP OF FOOLS: Visions Cassette (1992, MC); Close Your Eyes (Forget The World) (1993, CD/LP); Out There Somewhere (1994, CD); Ship Of Fools (1994, 10”); Let’s Get This Mother Outta Here (2002, CD) цена RAIG: 400 ru Breitband / Fadu und Der Unterschied / 1999 (DELEC CD 072)
Название BREITBAND или BREITBANNT – что подразумевает «открытый коллектив, придерживающийся широких, свободных художественно-эстетических взглядов» – в немецкой независимой музыке довольно распространено. Применительно к альбому Fadu und Der Untershied речь пойдет о сотрудничестве (что вполне может оказаться и мистификацией) резидентов города Дортмунд – Gerald “Dr. Oboti” Paetsch и Thomas “PCMAN” Brassel. Paetsch ранее выступал с независимым экспериментальным проектом EKO (не путать с одноименным нью-эйдж проектом на лейбле Higher Octave); (якобы) вместе с Brassel писал статьи для журнала En=Trance (в 95-ом под их авторством вышло интервью со Steve Roach)… Единственный известный релиз проекта был осуществлен в 1999 году английским Delerium Records, он включает две продолжительные импровизации: 34-минутную “Fadu” с участием Andreas Ziethen (электронная и акустическая перкуссия) и 40-минутную “Der Untershied”. Любопытно, что последовательность композиций, указанная в буклете издания, не соответствует их фактической очередности на диске: первой звучит абстрактная “Der Untershied”, за ней – “Fadu” с более акцентированной ритмической организацией. Исходные текстуры обоих треков, созданные «вживую» с помощью широкого арсенала выразительных средств (гитара, синтезатор, сэмплер, голос, различные флейты, диджериду, калимба, рэйн-мейкер, различные колокольчики, губная гармоника, перкуссия, всевозможные объекты и пр.), записывались на DAT-рекордер и впоследствии редактировались, обрабатывались и сводились на компьютере. Во многом благодаря «ошибочной» компоновке альбома, работа в целом воспринимается как плотный, детализированный саундскейп с доминирующим аналогово-синтезаторным звучанием. В отличие от многих аналогичных опытов тех лет, «эмбиент» от BREITBAND весьма неоднороден, на протяжении каждого трека настроение и стилистика меняются неоднократно: от созерцательно-медитативной электроакустики (в духе Steve Roach), прогрессивной электроники (Edgar Froese) и экспериментального транс-краут-рока (Faust и Guru Guru), до ритуально-оккультного пост-индастриала (а-ля Vidna Obmana) и футуристического техно-эмбиента (Orbital и Aphex Twin). Первая композиция перетекает во вторую, как и условные части каждой из них друг в друга, совершенно естественным образом, без искусственной натянутости и транзитных пауз, что оставляет ощущение знакомства с драматургически целостным и неожиданно увлекательным произведением. Повествовательная цепочка разворачивается весьма неспешно, авторы педантично, но не без фантазии «отрабатывают» каждую сюжетно-стилистическую линию и дают слушателю возможность «сполна вкусить с каждой ветви сего загадочного древа». Очень интересный и совершенно несправедливо обойденный вниманием альбом! цена RAIG: 650 ru Psychomuzak / the Exstasie / 1995 (DELEC CD 018)
Харизматическая фигура современного британского прог-экспериментала Steven Wilson, прежде всего, известен как лидер группы PORCUPINE TREE. Достижения и слава этого коллектива неоспоримы, хотя в контексте богатой творческой биографии артиста – это всего лишь один из многочисленных проектов (кстати, первые его записи Wilson делал в одиночку, играя на всех инструментах, а потом придумывал имена несуществующим партнерам по «группе»). PORCUPINE TREE, разумеется, самый востребованный и самый популярный проект из всех прочих, но (не останавливаясь на обстоятельствах сего феномена) с точки зрения художественной инновации и фантазии, возможно, не самый интересный и передовой. ALTAMONT (с Simon Vockings – 1983-1984), KARMA (1983-1985), NO-MAN (c Tim Bowness – 1987-н.в.), I.E.M. или Incredible Expanding Mindfuck (1996-2001), BASS COMMUNION (c Robert Fripp, Theo Travis, Bryn Jones ака Muslimgauze, Dirk Serries ака Vidna Obmana, Jonathan Coleclough, Colin Potter, Andrew Liles… 1998-н.в.), BLACKFIELD (с Aviv Geffen – 2001-н.в.), COVER VERSION (2003-н.в.), INSURGENTS (2008)… Все эти проекты (в той или иной степени) обречены оставаться в тени PORCUPINE TREE, хотя именно в них нет-нет, да и откроется за маской успешного менеджера и продюсера «истинное лицо» артистической сущности Steven Wilson. В январе-феврале 1994 года по согласованию с Delerium Records в своей No Man’s Land студии Wilson записал дебютный альбом студийного проекта PSYCHOMUZAK. Его формальным автором был указан некто Dean Carter (музыка, гитара, клавишные, бас, эффекты), а сам Steven Wilson был кредитован в продюсировании, программировании одного трека и общей обработке всего материала… Как справедливо заметил один из критиков: «The Exstasie ориентирован на широкую аудиторию, но понять, что за ним скрывается, может только искушенный слушатель». Альбом включает пять продолжительных (от 10 до 21 минуты) инструментальных треков, интерпретирующих и развивающих т.н. «эмбиентную тему» творчества многих известных персон рок-музыки: Konrad Plank и Brian Eno, Robert Fripp и Robert Wyatt, Pink Floyd… и тех же Porcupine Tree. Традиционный текстурно-атмосферный эмбиент в мягких сполохах гитарных эффектов и синтезаторных флуктуаций дополняется легкими ажурными мелодиями (на одной из композиций ее ведет приглашенный Cliff Stapleton, электро-рылист группы BLOWZABELLA), а также искусно дефокусированными ритмическими рисунками, в большинстве треков состоящими исключительно из гитарных секвенций. Результат – релаксивная транс-медитация с финальным погружением в нирвану (название «Экстази» вполне передает суть эффекта, хотя субъективно «Космическая Одиссея» прозвучало бы более органично). Изысканно, утонченно, с безупречным вкусом… Остаются, правда, вопросы: Так кто же такой «сонг-райтер» Dean Carter? (Явно не «рокабилльщик» 50-60х). Кто запечатлен под этим именем на фотографии в буклете релиза? И почему его исполнительский стиль абсолютно идентичен … …? Steven Wilson всегда отличался умением создать специфическую атмосферу вокруг своих работ. Бывало, что и мистифицировал, отказывался от собственного авторства, требовал изъять из обращения релизы с его именем… Плохая музыка, разумеется, от таких маневров лучше не становится. Но вокруг хорошей музыки рождается «особая легенда». Имена со временем забываются, краски тускнеют, а интрига живет себе и живет, время от времени заманивая в сладкие сети новых слушателей… P.S. The Exstasie претерпел уже несколько переизданий. А Steven Wilson в роли со-автора, исполнителя и саунд-продюсера с того времени с кем и где только не появлялся: JBK, Richard Barbieri, Mick Karn, Fish, Cipher, Marillion, Opeth, Theo Travis, Anja Garbarek, Ange, OSI, Ben Castle, Paatos, Vidna Obmana, John Wesley, Andrew Liles, Fovea Hex, Fear Falls Burning, Jordan Rudess, The Use Of Ashes… Дискография: The Exstasie (1995, CD/LP); Send (1997, CD) цена RAIG: 650 ru Nick Riff / Cloak Of Immortality / 1995 (DELEC CD 017)
Nick Riff, урожденный John Lyon – обаятельный «психоделический сын» американского андеграунда, песенник-композитор, певец. У себя дома в Кливленде, штат Огайо он когда-то возглавлял так и не получивших признания THE ATTITUDE. Но чаще работал сессионным музыкантом или в роли техника сцены (с Brian Adams, Daevid Allen, Kevin Ayers, D.O.A., Faith No More, R.E.M., The Ramones, The Replacements, The Saints…). В 1989 году выпустил на кассете первый альбом своих песен From The Heart Of Oblivion, самостоятельно сыграв и записав партии всех инструментов. Второй его альбом Freak Element в 1992 году стал первым официальным релизом начавшего издательскую деятельность английского Delerium Records. На том же лейбле в 1995 году вышел и третий альбом Cloak Of Immortality. Nick Riff (вокал, гитара, клавишные) записал его в профессиональной студии со Steve Taylor (бас), Thom Marianetti (барабаны), Ched Stanisic (клавишные) и Chris Di Santis (перкуссия). Странная музыка с необъяснимым шармом… «кислотный рок-н-ролл» с элементами панкоделики: ровный бит, жужжащие гитары, похрипывающий орган и прозрачный, немного отстраненный вокал, рассказывающий о внутренних мирах, о волшебных состояниях, о непонимании, о другой стороне реальности. Чем-то напоминает Robert Calvert, Hawkwind, Velvet Underground, ранний Porcupine Tree… Очень симпатично и душевно. Дискография: The Attitude. Time Stands Still (1985, 12”); From The Heart Of Oblivion (1989/1991, MC); Freak Element (1992, CD/LP); Mystified b/w Peaktime Serenade (1994, 7”); Cloak Of Immortality (1995, CD/LP); Sublime Prescription b/w Area 51 (1996, 7”); Nick Riff’s Freak Element (1999, EP); Magick Museum (2006, CD); The World’s Alive (2008, CD) цена RAIG: 400 ru
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|