В погоне за лучшим легко не только потерять хорошее, но и не заметить главного. Очень похоже, что летом 1976 года Mark Tippins (гитары, вокал), Brad Cristoff (барабаны, перкуссия, металлофон, глокеншпиль), Phil Kimbrough (клавишные, синтезаторы, аккордеон, мандолина, флейта, вокал), Mark Miller (бас, маримба, виолончель, виброфон, вокал) и Rick Rodenbaugh (ведущий вокал, гитара) ступили на путь перфекционизма. Ими были переосмыслены, ре-аранжированы и перезаписаны три из пяти композиций первого альбома: этот материал был реорганизован в четыре пьесы общей продолжительностью около 27 минут (т.е. почти две трети времени звучания нового альбома). Новых вещей было лишь три… Все звучит, безусловно, иначе – не возьмусь судить лучше или хуже. Возможно более собрано, строже, сдержаннее… не сомневаюсь, что со множеством нюансов, которые музыкант-профессионал поймет лучше, чем слушатель-дилетант. Но это все тот же академический «семидесятнический» арт-прог-рок образца Gentle Giant и Yes. Между тотальными влияниями этих двух британских мега-групп YEZDA URFA научились балансировать с потрясающей грацией (и что интересно – их совершенно невозможно упрекнуть в плагиате у кого-либо конкретно), но при этом из их музыки ушла былая непринужденность. Коллектив просто доводил до логического завершения (согласно классическому промо-алгоритму: запись малобюджетного демо – получение контрактного финансирования от коммерческой звукозаписывающей компании – создание полноценной бюджетной записи) начатое год назад, не питая никаких надежд на перспективу. Удовлетворенные проделанной работай, музыканты отклонили не самое выгодное предложение от Dharma Records и спокойно положили альбом «в стол»… Самое печальное в этой истории то, что увлекшись самосовершенствованием, YEZDA URFA напрочь проигнорировали все новые веяния в рок-музыке второй половины 70-х годов (я имею в виду отнюдь не панк-примитивизацию рока, но подъем спэйс- и краут-рока, не говоря уж о надвигавшейся RIO-авангардизации прог-музыки). Как следствие, «прогрессивность» Sacred Baboon была сведена к жанрово-родовой формализации наработок прошлых лет при практически полном отсутствии поступательности художественного развития.
Весной 1981 года, так и не сделав ничего нового, YEZDA URFA прекратили существование: участники коллектива разъехались по разным штатам и городам, большинство из них отошло от занятий музыкой. Но в 1989 году судьба свела Phil Kimbrough с Greg Walker, собирателем-хранителем американской прог-традиции и владельцем независимого рекорд-лейбла и мэйл-ордера Syn-Phonic из штата Юта. В том же году с Sacred Baboon смахнули архивную пыль и выпустили альбом на виниле, а в 1992-ом переиздали (в ином оформлении) на компакт-диске. Благодаря энтузиазму и авторитету своего издателя-продюсера YEZDA URFA вскоре стали известны буквально каждому слушателю, сколь-нибудь интересующемуся прог-роком… В 2004-ом Greg Walker выпустил на компакт-диске и раритетный демо-альбом Boris, а на престижном прог-фестивале NEARfest того же года реформированные по такому случаю YEZDA URFA уже фигурировали в роли «классиков американского прог-рока». В 2010 году Sacred Baboon был вторично переиздан на компакт-диске японским лейблом Belle Antique: диск – SHM-CD (Super High Material); оформление – «мини-винил» с картинкой издания 1976 года.
Дискография: Boris (1975/2004/2009/2010, LP/CD/LP+7”/CD); Sacred Baboon (1976/1989/1991/2010, LP/CD); YezdaUrfaLive. NEARfest2004 (2010, CD)