SYN-PHONIC
Пожалуй, не было в 90-е годы среди любителей «прогрессивного рока» тех, кому не было бы знакомо название Syn-Phonic. Один из старейших специализированных арт- и прог-музыкальных мэйл-ордеров был создан в конце 80-х годов в городке Американ Форк штата Юта. Его основатель и бессменный руководитель Greg Walker считается, возможно, самым авторитетным американским специалистом в области прог-музыки. С 1989-ого по 2004 год Syn-Phonic функционировал и как рекорд-лейбл, хотя издательские амбиции его владельца были довольно умеренны и связаны исключительно с «американским наследием» жанра. По нынешним меркам выпущено было не так много: десяток виниловых LP и два десятка тиражных CD. Среди релизов – альбомы североамериканских групп Babylon, Milkweed, Episode, Lift, Kalaban, North Star, Now, Realm, Atavism Of Twilight, Mirthrandir, Pentwater, Quill, Roots Of Consciousness, Covenant, Echolyn, Infinity… Но «звездный час» Syn-Phonic был, безусловно, связан с возвращением из небытия в начале 90-х работ «семидесятнических» групп Cathedral и Yezda Urfa, а также с публикацией в 1995 году дебютного альбома Spock’s Beard… В прессе Syn-Phonic иногда сравнивают с известной французской музыкальной компанией Musea. Однако в отличие от французской институции, Greg Walker сознательно удержал свой лейбл от формализации и коммерциализации, продолжая заниматься тем, что приносит не столько прибыль, сколько огромное эстетическое удовлетворение. Atavism Of Twilight / Atavism Of Twilight / 1992/1998 (SYNCD17)
В 48 километрах к востоку от Лос-Анджелеса, штат Калифорния располагается т.н. «колледж-таун» Клермонт. Его называют городом «Деревьев и докторов философии»: в нем 7 высших учебных заведений на 35 тысяч населения. В 90-е годы одной из главных достопримечательностей этого академгородка была злая панк-хардкор формация MAN IS THE BASTARD. Известна она была не только своим провокационным звукотворчеством, но и многочисленными сайд-проектами. Одним из таковых была группа ATAVISM OF TWILIGHT, которую в 1991 году организовали Aaron Kenyon (бас) и Joel Connell (барабаны) из MITB, объединившись со Stephen Foti (флейта), Evan Guest (гитара), Richard Carson (барабаны) и Sean Greer (клавишные). Весной 1992-ого коллектив (Joel Connell смог принять участие лишь в одной пьесе) записал в студии четыре инструментальных номера: “Glorified Form” (13 мин.), “Pillar of Salt” (7 мин.), “The Appearance of Gazoo” (12 мин.) и “The Thousand Year Roundabout” (9 мин.). Ассистентом звукорежиссера тех сессий был Chuck Oken (барабанщик DJAM KARET). Альбом, согласно неписанному кодексу «тру-андеграуда», выпустили на любительской магнитофонной кассете, а группу вскоре аннулировали… В 1995-ом Evan Guest и Sean Greer предприняли попытку возродить ATAVISM OF TWILIGHT и даже ознакомили коллег с набросками новой программы. Но те к затее отнеслись без энтузиазма. И за исключением переиздания в 1998-ом старой записи на компакт-диске через лейбл Syn-Phonic (версия ремастирована саунд-продюсером Bob Katz), ничего путного сделать так и не удалось… В 1999-ом была предпринята вторая попытка воссоединения. На этот раз инициатива исходила от Aaron Kenyon и Joel Connell, оказавшихся не у дел в связи с ликвидацией MAN IS THE BASTARD. Ее поддержали и Evan Guest, и Sean Greer, но, правда, вместо ATAVISM OF TWILIGHT, на свет появилась группа CONTROLLING HAND. В очень активном концертном режиме она просуществовала до 2001 года и самоликвидировалась в связи с присоединением Aaron Kenyon к DJAM KARET. Что касается остальных, то Guest и Greer после той истории надолго пропали из поля зрения музобозревателей, а Joel Connell, помыкавшись по различным составам (в том числе в 2004-ом он сыграл на единственном альбоме Light Is The New Dark «джам-каретовской» сателлит-группы LUX NOVA UMBRA EST), присоединился к проекту THE BASTARD NOISE, который успешно развивали его давние друзья-партнеры по MITB. К чему столь развернутое предисловие? Об ATAVISM OF TWILIGHT в свое время писали и говорили много – чаще хорошее. Можно, конечно, еще раз указать на то, что название коллектива инспирировано полотном Сальвадора Дали “Atavism at Twilight”… порассуждать о том, насколько правомерны сравнения их единственного альбома с музыкой Anglagard, Djam Karet, Kenzo… констатировать, что загадочная группа из Клермонта, несмотря на свою скоротечную карьеру, стала блестящим образцом интеллектуального мелодического прог-фьюжн 90-х годов… что их полностью инструментальная форма порой звучит более выразительно и убедительно, чем сочинения многих «лирико-содержательных» прог-ВИА… Но интересно другое. ATAVISM OF TWILIGHT – это всего лишь побочный эффект эволюционирования музыкантов двух очень непохожих, но равно значимых для современной альтернативной музыки формаций – DJAM KARET и BASTARD NOISE. Что заставляет задуматься о том, что непримиримый антагонизм «прогрессивной» и «постиндустриальной» субкультур есть фикция, которую культивируют дилетанты-слушатели, но не музыканты-профессионалы. О том, что широта художественно-эстетических взглядов современного музыканта не менее важна для поступательно-прогрессивного творчества, чем, скажем, сочинительский талант и исполнительское искусство. И о том, что кризис в том или ином музыкальном жанре обуславливается, прежде всего, выходом на сцену артистов, которые не интересуются наличием эстетической альтернативы и полностью замыкаются в своей стилистической нише… В каталоге Syn-Phonic релиз ATAVISM OF TWILIGHT стоит особняком. Ни в одном «прогрессивном» ревю, посвященном группе, вы не встретите упоминания о том, что корни ее создателей (как действующих активистов MITB) уходят в экстремальный панк-хардкор, краст-метал и пауэр-нойз. Альбом, правда, не дает ни малейшего повода заподозрить коллектив в столь «кощунственных» связях и демонстрирует, насколько интересным и глубоким может оказаться результат взаимодействия музыкантов с различным бэк-граундом. Субъективно: этот альбом – лучшее из того, что выпускал консервативный симфо-арт-проговый лейбл Syn-Phonic за свою историю. Рекомендуется настоятельно ценителям интеллектуально-инструментальной рок-музыки! цена RAIG: 800 ru Infinity / Infinity / 1996 (SYNCD16)
Летом 1977 года композиторский дуэт George Gregory (фортепьяно, ведущий вокал, клавишные) и Lance Swing (гитара, бас, клавишные, вокал), с 1966 по 1973 год стоявший у руля любительского ансамбля TRUTH, решил учредить проект, ориентированный на исполнение арт-прог музыки. Группу назвали INFINITY. В последующие месяцы ее доукомплектовали Scott Towne (барабаны), Earl Schrader (бас), Warren Dale (клавишные, саксофоны) и Stacey Swing (бэк-вокал). Коллектив нарабатывал репертуар и регулярно записывал все получающееся на пленку. С 1979 года новым барабанщиком группы стал Blake Edwards (в прошлом участник TRUTH). К записям и выступлениям в разное время привлекались: басист Jim Strouf, бэк-вокалисты Steve Smith (еще один участник TRUTH) и Cynthia St.Clair, трубач John Schoolcraft. В 1982-ом, в свете новых веяний в рок-музыке INFINITY решили отменить: Gregory, Swing, Edwards и St.Clair с 1985 по 1989 год продолжали совместную деятельность, но как RANDOM ACCESS. В 1992 году состоялся большой концерт, в котором приняли участие почти все музыканты INFINITY прошлых лет. Реюньон вдохновил Scott Towne, к тому времени ставшего профессиональным звукоинженером, на восстановление старых пленок с записями группы. Работа растянулась на несколько лет: реставрировали старые треки, прописывали новые дорожки, сводили, мастерили (у известного саунд-продюсера Bob Katz). И в 1996 году своеобразная cd-антология INFINITY, в которую вошло двенадцать песен, сочиненных и записанных в период с 1977 по 1989 год, была выпущена прог-лейблом Syn-Phonic… В целом альбом оставляет хорошее впечатление – если, конечно, вам по душе академический арт-симфо с элементами фолк-рока и развернутыми вокально-лирическими пассажами. Многоголосого партитурного пения в художественном контексте очень много: фактически каждая композиция группы – это повествование, притча, наставление или посвящение. Сменяющие друг друга номера (за исключением заключительного 13-минутного эпика “Lord Of Light”, все они длятся в среднем по 4-6 минут) в совокупности создают аллюзию на эдакий «прогрессивный» рок-мьюзикл. Но рассматривать альбом как драматургически цельное произведение вряд ли уместно: вещи создавались в разные годы и разными составами; ранние пьесы несут отчетливую печать влияний Yes, Gentle Giant, Camel, Gryphon и пр.; более поздние – звучат более индивидуально… Небезынтересный образец декаданса академического арт-симфо-прог-рока конца 70-х годов. цена RAIG: 650 ru Yezda Urfa / Boris / 1975/2004 (SYNCD20)
Yazd – город в Иране, исторический центр Зороастризма. Urfa – город в Турции, место рождения патриарха Авраама и паломничества для многих религий… Эти два слова соединились в названии американской вокально-инструментальной прог-группы YEZDA URFA, которая появилась на свет в штате Иллинойс осенью 1973 года и просуществовала до весны 1981 года. Их нередко называли американским аналогом Gentle Giant и Yes, но снискать славу британских корифеев арт-прог-рока в те годы им, увы, не удалось. Более того, им даже не случилось подписать ни одного профессионального контракта на издание своей музыки. А выпущенный ими в 1975 году на собственные средства в промо-целях альбом Boris (300 экземпляров винила) был единодушно отвергнут всеми уважаемыми рекорд-лейблами (в буклете релиза тому есть документальные подтверждения). Дальнейший путь этой записи к слушателю складывался самым драматическим образом. Часть пластинок навсегда упокоилась в архивах музыкальных компаний, остатки тиража музыканты раздарили по знакомым, и о существовании альбома долгое время не подозревали даже самые рьяные коллекционеры-собиратели. В 1989 году продавец музыкального магазина Peter Stoller случайно обнаружил экземпляр Boris в кипе приобретенных за бесценок подержанных винилов и под впечатлением от услышанного отправил диск Greg Walker, владельцу независимой компании Syn-Phonic из штата Юта. Так спустя четырнадцать лет отошедшие от музыкальных дел участники YEZDA URFA нашли своего продюсера и издателя, однако, прошло еще пятнадцать лет, прежде чем Boris был переиздан на компакт-диске… В 2004 году к пяти композициям винилового альбома, который записали Brad Cristoff (барабаны, перкуссия), Phil Kimbrough (клавишные, синтезаторы, мандолина, духовые инструменты, вокал), Mark Tippins (гитары, банджо, вокал), Mark Miller (бас, вокал) и Rick Rodenbaugh (ведущий вокал), добавили не публиковавшийся прежде 10-минутный бонус-трек, сделали новое оформление, и релиз состоялся (это был хронологически последний издательский проект Syn-Phonic, приуроченный к реюньон-выступлению Brad Cristoff, Mark Miller и Mark Tippins с новыми партнерами под именем YEZDA URFA на международном прог-фестивале NEARfest). Материал воспроизводили с оригинальных мастер-тэйпов, и, надо сказать, что Boris, хотя и позиционировался в свое время как демо, звучит вполне достойно. Пусть несколько сдавленно и глуховато (подобно всем первым cd-репрессам рок-классики), но читаемо. Что актуально, принимая во внимание большой удельный вес в аранжировках YEZDA URFA того периода акустических инструментов и вокальных многоголосий. Сами авторы считают, что запись подводила своеобразный итог «полуакустическому» этапу эволюции группы. Показательно, что три пьесы с этого альбома (более половины времени его звучания) были в 1976-ом перезаписаны в иных, более «электрических» аранжировках и вошли в альбом Sacred Baboon, первый тираж которого (на виниле) состоялся на Syn-Phonic еще в 1989 году, и благодаря которому музыкальная общественность узнала о группе. При всей безусловной оригинальности подхода я бы назвал YEZDA URFA «наследниками первой очереди» эстетики, основы которой заложили Gentle Giant (с той лишь оговоркой, что ведущий вокалист группы тембром голоса очень похож на Jon Anderson из Yes, а манера гитариста порой напоминает Steve Howe). Их кредо – интеллигентный, живо-виртуозный, умно-аранжированный, композиционно-многочастный арт-прог-рок. Не в последнюю очередь вдохновленный простонародной фольклорно-юмористической традицией и наследием средневековых труверов-трубадуров. Лирическая часть довольно насыщена, хотя и не сложна (странноватые названия пьес с лирикой никак не связаны – это просто понравившиеся музыкантам фразы), но доминирующими на альбоме оказываются все же многоходовые инструментальные пассажи (на альбоме две полностью инструментальных композиции; а четыре из шести пьес звучат дольше 10 минут)… Любопытно, но именно альбому Boris – очевидно, в силу наивной раскованности и доброй эклектичности материала – отдают предпочтение многие поклонники YEZDA URFA. В 2009 году альбом был переиздан греческим лейблом Anazitisi Records на виниле: 12” LP, к которому прилагается 7” (с бонус-треком, появлявшемся на cd-издании); оригинальное оформление пластинки 1975 года, 8-страничный буклет, постер (сделано 400 экз. на черной массе и 100 экз. на цветной). В 2010 году альбом переиздан на компакт-диске японским лейблом Belle Antique: диск – SHM-CD (Super High Material); оформление – «мини-винил» с картинкой издания 2004 года. цена RAIG: НЕТ Yezda Urfa / Sacred Baboon / 1976/1992 (SYNCD8)
Sacred Baboon – хронологически второй альбом американского арт-прог-рок квинтета YEZDA URFA из штата Иллинойс. Работа не менее драматичной судьбы, чем у предшествующего ей альбома Boris… В погоне за лучшим легко не только потерять хорошее, но и не заметить главного. Очень похоже, что летом 1976 года Mark Tippins (гитары, вокал), Brad Cristoff (барабаны, перкуссия, металлофон, глокеншпиль), Phil Kimbrough (клавишные, синтезаторы, аккордеон, мандолина, флейта, вокал), Mark Miller (бас, маримба, виолончель, виброфон, вокал) и Rick Rodenbaugh (ведущий вокал, гитара) ступили на путь перфекционизма. Ими были переосмыслены, ре-аранжированы и перезаписаны три из пяти композиций первого альбома: этот материал был реорганизован в четыре пьесы общей продолжительностью около 27 минут (т.е. почти две трети времени звучания нового альбома). Новых вещей было лишь три… Все звучит, безусловно, иначе – не возьмусь судить лучше или хуже. Возможно более собрано, строже, сдержаннее… не сомневаюсь, что со множеством нюансов, которые музыкант-профессионал поймет лучше, чем слушатель-дилетант. Но это все тот же академический «семидесятнический» арт-прог-рок образца Gentle Giant и Yes. Между тотальными влияниями этих двух британских мега-групп YEZDA URFA научились балансировать с потрясающей грацией (и что интересно – их совершенно невозможно упрекнуть в плагиате у кого-либо конкретно), но при этом из их музыки ушла былая непринужденность. Коллектив просто доводил до логического завершения (согласно классическому промо-алгоритму: запись малобюджетного демо – получение контрактного финансирования от коммерческой звукозаписывающей компании – создание полноценной бюджетной записи) начатое год назад, не питая никаких надежд на перспективу. Удовлетворенные проделанной работай, музыканты отклонили не самое выгодное предложение от Dharma Records и спокойно положили альбом «в стол»… Самое печальное в этой истории то, что увлекшись самосовершенствованием, YEZDA URFA напрочь проигнорировали все новые веяния в рок-музыке второй половины 70-х годов (я имею в виду отнюдь не панк-примитивизацию рока, но подъем спэйс- и краут-рока, не говоря уж о надвигавшейся RIO-авангардизации прог-музыки). Как следствие, «прогрессивность» Sacred Baboon была сведена к жанрово-родовой формализации наработок прошлых лет при практически полном отсутствии поступательности художественного развития. Весной 1981 года, так и не сделав ничего нового, YEZDA URFA прекратили существование: участники коллектива разъехались по разным штатам и городам, большинство из них отошло от занятий музыкой. Но в 1989 году судьба свела Phil Kimbrough с Greg Walker, собирателем-хранителем американской прог-традиции и владельцем независимого рекорд-лейбла и мэйл-ордера Syn-Phonic из штата Юта. В том же году с Sacred Baboon смахнули архивную пыль и выпустили альбом на виниле, а в 1992-ом переиздали (в ином оформлении) на компакт-диске. Благодаря энтузиазму и авторитету своего издателя-продюсера YEZDA URFA вскоре стали известны буквально каждому слушателю, сколь-нибудь интересующемуся прог-роком… В 2004-ом Greg Walker выпустил на компакт-диске и раритетный демо-альбом Boris, а на престижном прог-фестивале NEARfest того же года реформированные по такому случаю YEZDA URFA уже фигурировали в роли «классиков американского прог-рока». В 2010 году Sacred Baboon был вторично переиздан на компакт-диске японским лейблом Belle Antique: диск – SHM-CD (Super High Material); оформление – «мини-винил» с картинкой издания 1976 года. Дискография: Boris (1975/2004/2009/2010, LP/CD/LP+7”/CD); Sacred Baboon (1976/1989/1991/2010, LP/CD); YezdaUrfaLive. NEARfest2004 (2010, CD) цена RAIG: НЕТ
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|