SOL & DENEB
Sol & Deneb Records – интересный независимый лейбл «проговой» направленности, базирующийся в Мехико, Мексика. Образовался в 1997 году с целью поддержания и развития мексиканской прогрессивной музыки. Специализируется, прежде всего, на «классических» ответвлениях прог-рока: арт-рок, симфо-прог и фолк-прог. Издает на тиражных CD малоизвестные широким кругам слушателей работы, как ветеранов южноамериканской прог-сцены, так и новых коллективов. Помимо издательской деятельности, занимается также организацией международных концертов прогрессивной музыки в Мексике. На лейбле, кроме южноамериканских артистов, эксклюзивно издавались и европейские гранды прог-рока. Focus / Live in Southamerica / 2004 (SD15)
Этот альбом является весьма существенным дополнением к студийной записи 2002 года. Если Focus 8 дает представление о том, кто и что стоит за обновленной вывеской FOCUS, то Live In Southamerica отвечает на ключевой вопрос: «FOCUS ли это вообще?»… Записан он в октябре-ноябре 2002 года, в рамках Южноамериканского турне группы в поддержку своего нового студийного альбома… Но, как ни странно, номеров с Focus 8 на нем нет – только хрестоматийные “House Of King”, “Focus II, III”, “Eruption”, “Sylvia”, “La Cathedrale de Strasbourg”, “Harem Scarem” и, разумеется “Hocus Pocus”; а также совсем новая вещь Focus VII (окончательная версия которой появилась на альбоме Focus 9 только в 2006 году). Все старые композиции, за исключением “House Of King”, в концертных версиях уже издавались – в совокупности на двух альбомах Live At The Rainbow (1973) и Hamburger Concerto (1974). Понятно, что подобный трек-лист для третьего в дискографии концертного альбома составили не случайно, что преследует он единственную цель – доказать, что этот состав имя FOCUS носит по праву (не в юридическом смысле, разумеется). Согласитесь, риск велик – сравнения с эталонными версиями тридцатилетней (!) давности неизбежны. И оплошай музыканты, о дальнейшей перспективе говорить вообще не пришлось бы… Но Thijs van Leer (голос, флейта, хаммонд), Jan Dumee (гитара), Bert Smaak (барабаны) и Bobby Jacobs (бас) не оплошали и с поставленной задачей справились блестяще: мастер Van Leer рассчитал все правильно, доверившись своим партнером; отыграли великолепно, возможно, превзошли себя – на мой вкус, отдельные эпизоды прозвучали даже лучше оригиналов; все сомнения и вопросы скептиков Live In Southamerica снял раз и навсегда! «Возвращение» FOCUS состоялось окончательно, а Thijs van Leer, вероятно, уже думал о будущем… P.S. Конечно, я предпочел бы услышать на этой записи гитару Jan Akkerman… но совсем не потому, что разочаровал Jan Dumee – просто любопытно, что мог бы предложить мэтр Akkerman, и как слушался бы его дуэт с мэтром Van Leer в концертном варианте тридцать лет спустя. Дискография: In And Out Of Focus (1970/1994, LP/CD); Moving Waves (1972/1994, LP/CD); 3 (1973/1994, LP/CD); Live At The Rainbow (1973/1998, LP/CD); Hamburger Concerto (1974/1998, LP/CD); Mother Focus (1975/1998, LP/CD); Ship Of Memories (1976/1998, LP/CD); Focus Con Probi (1978/1998, LP/CD); Focus - Jan Akkerman & Thijs Van Leer (1985/1994, LP/CD); Live At The BBC (1996, CD); 8 (2002, CD); Live in Southamerica (2004, CD); 9. New Skin (2006, CD) цена RAIG: 500 ru
FOCUS из Амстердама – каноническая группа европейской прог-сцены 70-х годов. В свое время музыка голландского квартета, главными действующими лицами которого были клавишник-флейтист-вокалист Thijs Van Leer и гитарист Jan Akkerman, вызывала бурный восторг у публики по обе стороны Атлантики (весной 1973 года сингл Hocus Pocus даже поднялся до 9-ой позиции в общенациональном американском чарте). Потом музыкантов потянуло в мэйнстрим, ушел Akkerman, а в 1978 году группа официально прекратила существование. И в 80-е, и в 90-е годы Van Leer и Akkerman, сольные карьеры которых складывались вполне успешно, пробовали работать вместе и даже записывались, но общая история у них никак не получалась. И все-таки в 2002 году «камбэк» знаменитой группы состоялся. Правда, на этот раз Van Leer на налаживание творческих связей с Akkerman время тратить не стал и собрал под знамена FOCUS «новобранцев»: своего пасынка Bobby Jacobs (бас), Jan Dumee (гитары) и Ruben Van Roon (ударные). В прессе промелькнули сообщения, что мэтр решил «тряхнуть стариной» в сопровождении никому не известной «трибьют-группы» своего творческого наследия, на репетицию которой был как-то приглашен… Это не более, чем красивая легенда: со всеми музыкантами Van Leer был знаком с середины 90-х годов по группе CONXI, с которой одно время выступал и записывался (у Jan Dumee был еще и собственный фьюжн-проект O SEPTETO PLUS, с которым он в 1998 году признавался «лучшим джазовым гитаристом» Нидерландов). Проект «Возвращение» готовили серьезно и основательно. Van Roon заменили на Bert Smaak, и окончательно утвержденный состав записал студийный альбом, который назвали просто и ясно: Focus 8. Первые 500 пронумерованных копий Thijs Van Leer издал на собственные средства, а потом лицензировал альбом на бразильский лейбл Rock Symphony, мексиканский Sol & Deneb и французскую Musea, дополнив его шуточным вокально-опереточным гротеском “Flower Shower” (отличный трек! смешной). К подобным «ривайвелам» можно относиться сколь угодно скептически – но альбом получился хороший. Во всяком случае, в нем есть настроение и добрая порция того, что всегда привлекало публику в FOCUS: мелодичность, оригинальность, интеллектуальность и много позитива. В этом, прежде всего, заслуга Van Leer, который, несмотря на солидный возраст, фонтанирует энергией и активно практикует флейту, хаммонд, а также (хоть и изрядно подсевшим голосом) фирменные «йодели». Порой маэстро грешит и самоплагиатом, и аккуратными заимствованиями из классики (например, в “Rock & Rio”, “Focus 8” и “Neurotika”, а “Brother” вообще взята из провального альбома 1978 года Focus Con Proby), но не злоупотребляет. Что важно – этот новый FOCUS не уподобляется еще одной группе «имени мэтра»: Van Leer оставляет партнерам широкий простор для исполнительского и композиторского самовыражения. С такой «свободой» лучше всех, на мой взгляд, справился Bobby Jacobs: музыкант абсолютно на месте и в теме; а его вещица “De Ti O De Mi” слушается очень достойно. Jan Dumee – персона с серьезными, как выяснилось, амбициями: стремится на передний план, играет умело и вдохновенно… но «без изюминки»; им написанные “Tamara’s Move”, “Snj Ces Raditi Ostatac Zivota?” и “Blizu Tebe” оставляют легкое послевкусие аристократически-салонного джаза. А вот Bert Smaak маэстро подвел: сыграл уверенно, но в неподходящей холодно-рассудительной манере, несколько однообразно и прямолинейно. Под итог: альбом сбалансирован довольно удачно, и намерения его авторов вполне очевидны – не столько отдать дань славному прошлому, сколько сделать приличный задел на будущее. Дискография Thijs VAN LEER: The Beauty Of Bojoura (1970, LP); Introspection 1 (1972/1991, LP/CD); O My Love (1975, LP); w/ Rogier van Otterloo, Louis van Dyk. Musica per la Notte di Natale (1976, LP); Introspection 2 (1976/1991, LP/CD); Nice To Have Met You (1978/1991, LP/CD); Introspection 3 (1978/1992, LP/CD); w/ Louis van Dyk, Rogier van Otterloo. Geluckig is het Land. Geliefde Vaderlandsche Melodieen (1980, LP); Introspection IV (1980/1992, LP/CD); Reflections (Bolero) (1980/1996, LP/CD); PEDAL POINT. Dona Nobis Pacem (1981, 2LP); w/ Elly Ameling. Kerst Met. In de Grote Kerk te Monnickendam (1982/1991, LP/CD); Renaissance (1986/1991, LP/CD); VAN LEER BAND. I Hate Myself (For Loving You) (1987/1991, LP/CD); Introspection 92 (1992, LP/CD); Collage (1992, CD); TRIO. Oh! Calcutta! (1992, CD); Musical Melody (1994, CD); Summertime (1996, CD); Thijs van Leer & Family. Joy to the World (1996, CD); Instrumental Hymns (1997, CD); w/ Joop Braakhekke & Conxi. Nielullemadoen (1997, CD); w/ Amsterdam Symphony Orchestra. The Glorious Album (1999, CD); Bach For A New Age (1999, CD); De 12 mooiste liederen. Instrumental (2000, CD); Thijs van Leer & dochters en de Grootkoren. Kerstconcert (2000, CD) цена RAIG: 500 ru Sarax / Ejecucion / 2000 (self-released)
Второй студийный альбом чилийского авант-рок трио SARAX вышел в 2000 году. Этой работой, выпущенной (как и дебют) самостоятельно, музыканты положили начало концептуальному циклу о смерти и перерождении некоего Хуана Пиррона – бунтаря и пламенного борца с тиранией – лирического героя, через образ которого Marcelo Larenas (гитара, вокал), Demetrio Cifuentes (бас, вокал) и Juan Pablo Velasco (ударные, клавишные, вокал) выразили свои полу-анархистские, полу-экзистенциональные убеждения. Ejecution посвящен последней ночи Пиррона в тюрьме, где он предается тяжелым размышлениям и воспоминаниям в канун утра казни. Либретто драмы на испанском языке включено в буклет релиза. Что касается музыки, то в целом авторы остались верны своему творческому кредо, но в гораздо большей степени сфокусировались на современном прогрессиве, как наиболее адекватном языке выражения своих идей (даже позаимствовали с дебютного альбома три прог-ориентированных трека “Kovyankho”, “Palpito” и “Organon”, ремикшировав их и дописав во второй флейту Acid Hamelin). Так или иначе, доминирующая стилистическая линия каждой композиции определяется содержательным и эмоциональным фоном конкретной драматургической сцены. Накал уличных столкновений акцентирован тяжелым и мрачноватым гитарным пауэр-прогом (“Capsula Roja”) или галопирующим арт-кором (“Matapaco”) с большим количеством интегрированных в микс аудио-сэмплов (голоса манифестантов, завывание полицейских сирен, выстрелы, крики толпы и пр.). Невеселые думы заключенного в тюрьму лирического героя оформляются мелодическим арт-прогом (“Delirio de Krinia”, “Vertigo”) в отличных аранжировках с развернутыми партиями рояля и синтезаторов (все сыграно барабанщиком группы). Особо выделяется великолепный пятиминутный инструментал “Extenciones” (возможно, лучшая вещь на альбоме), который музыканты SARAX сыграли с участниками другой чилийской прог-группы TRYO (Ismael Cortez – гитара, Francisco Cortez – бас, Felix Carbone – ударные). Завершает альбом пространственно-эмбиентный саундскейп “Bruma” и экстравагантно-игривая инструментальная миниатюра “Engranje”, словно, обещающая некое оптимистическое продолжение истории. Вообще, за исключением открывающей альбом песни “Vatkrakis” с низким зловещим вокалом на испанском языке (на диске также представлено видео этой вещи) и трех коротких текстовых врезок продолжительностью менее минуты (“Sentencia”, “Juan Pirron” и “Demencia”), работа инструментальная. Музыка коллектива заметно усложнилась и облагородилась, динамическая экспрессия сместилась вглубь композиционных структур, содержание в каком-то смысле возобладало над внешней формой. Намеренно или не желая того, музыканты убедительно проиллюстрировали разницу между «эпатажем» и «экспериментом» в современной рок-музыке. Великолепный альбом, заслуживающий самых настоятельных рекомендаций! Дискография: Fecula Bicorporea (1997, CD); Ejecucion (2000, CD); 570.Kythera (2003, CD) цена RAIG: 500 ru Sarax / Fecula Bicorporea / 1997 (self-released)
SARAX – чилийское авант-рок трио в составе: Demetrio Cifuentes (бас, гитара), Marcelo Larenas (гитара, клавишные) и Juan Pablo Velasco (ударные, клавишные). Образовалось в 1995 году в Сантьяго, самостоятельно (хотя официально группа включена в ростер Mylodon Records) выпустило три полноформатных CD-альбома (последний в 2003 году – как квартет с гитаристом Nicolas Figueros) и фактически прекратило деятельность в связи переездом отца-основателя Demetrio Cifuentes на постоянное место проживания в Лос-Анжелес. Дебютный альбом Fecula Bicorporea вышел в 1997 году. «Мы хотим создавать вызывающую и инновационную музыку, если угодно, даже оскорбляющую чей-то взгляд на вещи», – писали музыканты на страницах своего (тогда еще действующем, а ныне закрытого) сайта. Речь, очевидно, шла не только об эстетических вкусах публики. Хотя, перемешав под острым чилийским соусом ингредиенты экспериментала, панк-хардкора, мэт-рока, рио-прога, чамбер-рока, авант-метала, джаз-фьюжн, нью-эйдж… трио пошатнула веру в незыблемость постулатов ортодоксальной прог-музыки у очень многих. Говорят, что музыканты придерживались левацко-радикальных воззрений, и многие композиции на альбоме звучат как своеобразный звукоряд к сценам уличных беспорядков и массовых акций протеста: жесткая, колючая и энергичная музыка (с корнями в панк-субкультуре). Но борьба не обходится без жертв: и по ним звучат прозрачно-атмосферные реквиемы (в традиции камерного рок-авангарда). При всей своей эклектичности альбом отнюдь не хаотичен, напротив – композиционно структурирован, содержательно концентрирован и драматургически продуман. В коротких пьесах (продолжительность треков от 2 до 5 минут) музыканты успевают передать настроение, развить основную тему, блеснуть изящным сольным проходом, сменить темп и логически завершить задуманную фигуру (качества, присущие лучшим прог-исполнителям). Несмотря на присутствующую в буклете лирику на испанском языке, трио ориентируется на инструментальную музыку, а голос – в основном невротические хриповатые выкрики, которые вокалом и не назовешь – эпизодически использует скорее в качестве дополнительного звукового источника, эффектно камуфлируя его многообразными текстурами гитар и клавишных. Уследить за всеми поворотами насыщенной, сложной и ироничной музыки довольно сложно: стоит лишь чуть отвлечься или потерять бдительность, и какой-то фрагмент буквально ускользает, а общая картина неуловимо меняется. Любопытно, что мнения знатоков о дебюте SARAX весьма разнятся: кто-то считает, что это лишь многообещающая «проба пера»; а иные утверждают, что это лучшая работа коллектива. Как бы то ни было, альбом очень интересный, к тому же уже ставший коллекционным раритетом – рекомендуется самому широкому кругу слушателей экспериментального авант-рока. цена RAIG: 500 ru Banco Del Mutuo Soccorso / Nudo. Live in Tokyo '97 / 1997/1999 (SD08)
В 1997 году на основе концертных записей того периода в акустике и в электричестве компания EMI выпустила двойной альбом Nudo. Мексиканское переиздание 1999 года Sol & Deneb выполнено (по просьбе самих музыкантов) как два самостоятельных альбома: Nudo – Acustico и Nudo – Live in Tokyo ’97. «Электрический» Nudo включает записи концертов группы в Токио. Состав: Francesco Di Giacomo (вокал), Vittorio Nocenzi (клавишные), Rodolfo Maltese (гитары), Tiziano Ricci (бас), Maurizio Masi (ударные), Filippo Marcheggiani (гитары) + Alessandro Papotto (духовые), Pietro Letti (саксофон) и барабанщик оригинального состава Pierluigi Calderoni – последние трое играют лишь на двух композициях. Треклист составлен из композиций разных лет. BANCO предстают во всей симфо-прог роковой красе! Безупречное исполнение, удивительная яркость и свежесть музыки – словно и не было трех десятилетий долгой истории взлетов и падений! Дискография: Banco Del Mutuo Soccorso (1972/1988, LP/CD); Darwin! (1972/1991, LP/CD); Io Sono Nato Libero (1973/1990, LP/CD); Banco (1975, LP); Garofano Rosso (1976/1991, LP/CD); Come In Un’Ultima Cena (1976/1991, LP/CD); As In A Last Supper (1976, LP); ...Di Terra (1978/1992, LP/CD); Canto Di Primavera (1979, LP); Capolinea - Live (1979, LP); Urgentissimo (1980/2000, LP/CD); Buone Notizie (1981/2000, LP/CD); Banco (1983/2000, LP/CD); ...E Via (1985/2000, LP/CD); Donna Plautilla (1989, CD); Non Mettere Le Dita Nel Naso (1989, CD); Da qui messere si domina la valle (1991, 2CD); 13 (1994, CD); Il Banco Presenta Francesco Di Giacomo (1996, CD); Nudo (1997, 2CD); Nudo. Acustico (1997/1999, CD); Nudo. Live in Tokyo '97 (1997/1999, CD); En Concierto. May 1999. Mexico City (1999, 2CD); No Palco - Live (2003, CD); Seguendo Le Tracce - Live (2005, CD) цена RAIG: 400 ru Banco Del Mutuo Soccorso / Nudo. Acustico / 1997/1999 (SD07)
BANCO DEL MUTUO SOCCORSO – долгожители и одна из самых авторитетных формаций так называемого итало-прога. Группа образовалась в 1968 году, после трех успешных альбомов расторгла контракт с итальянским лейблом Ricordi и подписалась на английский лейбл Manticore Ltd (предприятие Greg Lake и Keith Emerson, патронировавшее и другие итальянские симфо-арт-прог-группы, включая P.F.M.). Творческий подъем в 70-е, неубедительные 80-е, затянувшееся молчание и «второе пришествие» коллектива в 90-е. BANCO выпустили новый студийный альбом в 1994, отыграли серию успешных гастрольных концертов в Японии и странах Латинской Америки. В 1997 году на основе концертных записей того периода в акустике и в электричестве компания EMI выпустила двойной альбом Nudo. Мексиканское переиздание 1999 года Sol & Deneb выполнено (по просьбе самих музыкантов) как два самостоятельных альбома: Nudo – Acustico и Nudo – Live in Tokyo ’97. «Акустический» Nudo включает записи анплаг-концерта в Японии на фестивале On Air West: «классика» BANCO в камерной обработке от отцов основателей коллектива – Francesco Di Giacomo (вокал), Vittorio Nocenzi (фортепьяно) и Rodolfo Maltese (гитара), при поддержке второго гитариста Filippo Marcheggiani. Великолепная драматическая подача, потрясающее настроение и волшебный голос Di Giacomo... Но это позже, начинается альбом с пятнадцатиминутной пьесы “Nudo” в трех частях – совершенно новый материал, записанный в студии «электрическим» составом: Di Giacomo, Nocenzi, Maltese, Marcheggiani + Tiziano Ricci (бас) и Maurizio Masi (ударные). Мастеровитый и подвижный симфо-нео-проговый трек. С последующей «акустической» частью он, пожалуй, сочетается не самым удачным образом, отличаясь и по стилистике, и по настроению... Но это, разумеется, мнение сугубо индивидуальное. цена RAIG: 400 ru Iconoclasta / La rencarnacion de Maquiavelo / 1992 (JRCD010)
Начало второго десятилетия совместной деятельности Ricardo Moreno (гитары, клавишные), Ricardo Ortegon (гитара) и Victor Baldovinos (ударные) ознаменовали воссоединением с участницей оригинального состава Nohemi D’Rubin (бас). Прежний басист Juan Carlos Gutierre и второй гитарист Hector Hernandez, как следствие, из группы ушли. Трудно сказать, чем руководствовались «творцы мексиканской легенды» – желанием восстановить старые связи или же стремились придать своей музыке какое-то новое качество… У альбома La Rencarnacion De Maquiavelo, записанного в 1991 году, есть несколько существенных особенностей. (A) Впервые с 1987 года группа вновь решила обратиться к песенному формату. Роль вокалистки взялась исполнять Nohemi D’Rubin и, мягко говоря, с бас-гитарой она справляется куда более убедительно. Вокал, к счастью, присутствует только в одной композиции из восьми, но «инструментальную целостность» альбома, однако, слегка нарушает. (B) Спустя несколько лет в аранжировке одной из композиций использовали саксофон. К тому же и Ricardo Ortegon в своих развернутых соло стал чуть чаще обращаться к приемам из арсенала фьюжн-гитаристов. Общий фон, однако, определяет Ricardo Moreno – он же автор всей музыки – и в целом группа по-прежнему остается в эстетике симфо-арт-прога, интерес же к джаз-року лишь слегка обозначается в каких-то отдельных фрагментах. (C) И самое важное. Впервые в истории группы и Moreno, и Ortegon сыграли без «вторых номеров» – еще одного клавишника (как в оригинальном составе 1983-87) или гитариста (как в период 1988-90). С поддержкой столь добротной ритм-секции оба чувствуют себя вполне уверено, выстраивая индивидуальные партии: комбинируют с передними планами, разворачиваются в соло, завязывают дуэли и т.д. Но оркестрованная полифония кафедрального многоголосья, коей всегда славилась ICONOCLASTA, квартету удается теперь лишь в отдельных пьесах и фрагментах… Как и все прочие альбомы группы (включая и переиздания французской Musea), диск звучит очень «по-старинке»: тихо, глуховато, картонно. Новая художественная концепция коллектива от такой невыразительной технологической подачи существенно проигрывает: нужно изрядно напрячься (или напрячь аппаратуру), чтобы услышать, что ICONOCLASTA находятся в прекрасной форме, а на La Rencarnacion De Maquiavelo сокрыты совершенно чудесные места. Коллекционерам предлагаются экземпляры редкого оригинального издания, осуществленного мексиканским лейблом Smogless Records в 1992 году. Дискография: Iconoclasta (1983/1990, LP/CD); Reminiscencias (1985/1990, LP/CD); Suite Mexicana (1987/1998, EP/CD); Soliloquio (1987/1998, LP/CD); Siete Anos (1988, LP); Adolescencia Cronica (1988/2000, LP/CD); En Busca De Sentido (1989/2000, LP/CD); En Concierto. Teatro De La Ciudad (1990/1998, LP/CD); La reencarnacion de Maquiavelo (1992, CD); Trece Anos (1994, CD); De Todos Uno (1994, CD); La Granja Humana (2000, CD) цена RAIG: 500 ru Iconoclasta / En Concierto. Teatro De La Ciudad / 1990/1998 (KCT-042)
В конце 1987 года ICONOCLASTA вошла в полосу кадровых пертурбаций и, как выяснилось, надолго… Rosa Flora Moreno (клавишные, вокал) и Nohemi D’Rubin (бас) неожиданно распрощались с коллегами. Ricardo Moreno (который окончательно определился как клавишник), Ricardo Ortegon (гитара) и Victor Baldovinos (ударные) пригласили в состав гитариста Hector Hernandez из группы PRAXIS и басиста Alfredo Raigosa. Состав продержался до 1990 года, выпустив два программных LP на мексиканском лейбле Phoenix Records (именно тех, что переиздала впоследствии Musea): после гастролей в Испании Raigosa расстался с группой, и место бас-гитариста занял Juan Carlos Gutierre. Замена происходила в авральном режиме, поскольку надвигалось запланированное празднество по случаю 10-летия ICONOCLASTA. Юбилей отметили 5 апреля 1990 года грандиозным концертом в Мехико, в знаменитом Teatro De La Ciudad. Действо транслировали по национальному телевидению и, естественно, записывали. Для единственного в дискографии коллектива концертного альбома Iconoclasta En Concierto, который был выпущен в том же году на LP и CD лейблом Phoenix, отобрали восемь очень качественно записанных инструментальных композиций: две с альбома Adolescencia Cronica (1989), четыре с En Busca De Sentido (1990) и две новые пьесы. Коллектив отыграл праздничную программу безупречно, в полном соответствии с возложенным на него высоким статусом «национальных мега-звезд». На записи есть все, за что любили ICONOCLASTA: хитроумные переплетения мелодическим тем, интригующие крещендо, регулярные смены темпа и ритма, виртуозные соло и фирменная густая вязь клавишно-гитарных пассажей… Концентрировано, на высоком эмоциональном взводе и с отличным энергетическим посылом – мастерская работа! Хотя сам факт такой популярности инструментальной прог-рок-группы, исполняющей далеко не самую простую музыку, сейчас представляется совершенно невероятным… цена RAIG: 500 ru Iconoclasta / Soliloquio / 1987/1998 (SD05)
Одна из самых заслуженных и наиболее известных за рубежом мексиканских прог-групп ICONOCLASTA образовалась в Мехико в 1980 году. Путь коллектива к международному признанию был не самым простым: начинали они с довольно вторичного мелодик-рока; набирались опыта и арт-симфонического лоска с каждым новым альбомом; лавировали между песенной и инструментальной эстетикой; разъезжали с концертами и участвовали в фестивалях; теряли музыкантов и приобретали новых; уходили и возвращались… В 2000 году, уже в статусе «мега-звезд новой мексиканской музыки» переиздали два своих альбома Adolescencia Cronica (1989) и En Busca De Sentido (1990) на французской прог-фабрике Musea Records. Этим двум, ныне широко известным работам предшествовали сингл Suite Mexicana и третий в дискографии полноформатный альбом Soliloquio. Оба релиза появились практически одновременно в конце 1987 года; как и большинство записей группы тех лет, выпущены они были на средства самих авторов на виниле их микро-лейбла Discos Rosenbach. В 1998 году обе пластинки были переизданы на компакт-диске лейбла Sol & Deneb; в релиз вошли также четыре бонус-трека, записанные в том же ноябре 1987 года, но ранее не издававшиеся. Это последние записи оригинального состава: Ricardo Moreno (гитары, клавишные, музыка), Nohemi D’Rubin (бас), Rosa Flora Moreno (клавишные, вокал), Ricardo Ortegon (гитара) и Victor Baldovinos (ударные). Открывающая альбом Suite Mexicana записана к 70-летию независимости Мексики: 15-минутный инструментальный эпик, разделенный (в соответствие со сторонами винила) на две части; своеобразное попурри из произведений классических мексиканских композиторов – «марьячи-симфо-прог» в самом буквальном смысле! Альбом Soliloquio – следующие четыре композиции (продолжительностью от семи до пятнадцати минут); все с вокалом: Rosa Flora Moreno (вокализ на №1), Laura Vazquez (текстовый вокал на испанском на №2 и 4), Arturo Huizar (текстовый вокал на испанском на №3). Корневых влияний практически нет; музыка напоминает академические оратории, переходящие в прекрасно аранжированный, темповый евро-симфо-прог с очень плотным, интерплэйем ритм-секции, гитариста и двух клавишников (Ricardo Moreno играет на гитарах только в одной вещи). Приглашенные Alexandro Gonzalez (флейта на №3) и Jose Luis Romero (саксофоны на №3 и 4) картины особо не меняют: альбом звучит так, словно сыгран и записан он был в середине 70-х годов, разве что Victor Baldovinos (фантастический драммер!) иногда позволяет себе кое-что из арсенала новой хэви-музыки. Венчают релиз четыре короткие (от полутора до трех с половиной минут) зарисовки: пространственно-абстрактные наигрыши ударные-клавишные или только клавишные. Материал, собранный на этом диске, пожалуй, не высшее достижение ICONOCLASTA: у слушателей, знакомых с группой по изданиям Musea, он вполне может вызвать удивление и скепсис. Но сам релиз, на мой взгляд, совершенно несправедливо обойден вниманием прог-общественности. Как минимум, по двум резонам: во-первых, на нем в высоком качестве представлены редкие записи, оригиналы которых сейчас практически не доступны; во-вторых, он позволяет увидеть группу в достаточно неожиданном ракурсе… что не может не вызывать интерес. цена RAIG: 500 ru 0.720 Aleacion / 0.720 Aleacion / 1986/1997 (CD004)
О мексиканской группе 0.720 ALEACION известно крайне мало. Пишут, что Abraham Vinas (флейты), Carlos Castro (ударные), Eduardo Zamarripa (гитары, фортепьяно), Job Hernandez (бас, гитары) и Carlos Torres (скрипка) собрались вместе в 1986 году, чтобы записать несколько композиций и выступить на благотворительном гала-концерте в поддержку пострадавших от землетрясения 19 сентября 1985 года в Мехико. Кто были эти музыканты и какова их дальнейшая судьба – история умалчивает. В 1989-ом Vinas и Torres под тем же названием, но уже с другими музыкантами записали второй альбом Leyenda, но, увы, лавров своих именитых земляков из Iconoclasta так и не снискали. В 1997 году дебютный одноименный альбом 0.720 ALEACION был ремастирован (похоже, что не с мастер-тейпов, а с копии винилового издания) и переиздан лейблом Sol & Deneb на компакт-диске с девятью аудио- и одним видео- бонус-треками. Помимо традиционного для арт-прог-групп инструментария, в арсенале квинтета было немало экзотических мексиканских народных духовых и перкуссионных поделок. А говоря о влияниях на свою музыку – традиционные кантерберри, краут, зеул, итало- и испано-прог – музыканты обязательно ссылались и на «корневую» мексиканскую музыку. Имелась в виду отнюдь не распространенная урбанизированная «банда-марьячи», а именно индейский сельский фольклор. Сочетание фолковой акустики с электрифицированным прог-фьюжн и определяло специфику самобытного звучания 0.720 ALEACION. Основную программу релиза составляют восемь композиций, общей продолжительностью около 33 минут. Иногда коллектив практикует короткие хоровые вокализации, но в целом, за исключением одной песенной композиции, все вещи на альбоме инструментальные. Редкие голосовые интерлюдии органично вплетаются в ажурные инструментовки, все звучит очень мягко и непринужденно. Красивые мелодии, причудливые узоры флейты, скрипки и акустической гитары, слаженная ритм-секция, эпизодические вкрапления акустического фортепьяно… возможно, все это создает некую иллюзию простоты и доступности. Но, несмотря на легкость, почти воздушность подачи, коллектив исполняет отнюдь не самую простую музыку: почти академическую, но расцвеченную красками оригинальной мексиканской культуры. Бонус-треки, которые в совокупности занимают чуть больше 8 минут времени диска – очевидно, это аут-тейки и рабочие зарисовки со студийных сессий 1986 года – картину релиза совсем не портят. Разве что, в какой-то мере подчеркивают не самое высокое по современным меркам качество проведенной аудио-реставрации. 0.720 ALEACION, возможно, могли бы стать самой яркой и по-настоящему самобытной мексиканской прог-группой… но не стали. А альбом коллектива, возвращенный энтузиастами из небытия – безусловно, находка и открытие. Всем собирателям и ценителям латиноамериканской школы арт-прог-рока рекомендуется! Дискография: 0.720 Aleacion (1986/1997, LP/CD); Leyenda (1989, LP) цена RAIG: 500 ru Sintesis / En Busca De Una Nueva Flor / 1978-1981/1997 (SD03)
Кубинский вокально-прог-инструментальный ансамбль SINTESIS образовался в 1976 году: участники вокального квартета TEMA IV объединились с музыкантами-единомышленниками для исполнения композиций (в манере, как то указано в буклете, Pink Floyd, Yes, Genesis и пр.), «синтезирующих элементы академической музыки, рок-музыки и традиций латиноамериканского джаза». Дебютный альбом En Busca De Una Nueva Flor был записан в 1978 году в составе: Miguel (или Mike) Porcel (вокал, 12-струнная гитара), Jose Maria Vitier (фортепьяно, клавишные), Carlos Alfonso (вокал, электрогитара), Ele Valdes (вокал, синтезатор), Silvia Acea (вокал, орган), Eliseo Pino (вокал, акустическая гитара), Fernando Calveiro (электрогитара), Enrique Lafuente (бас) и Frank Padilla (ударные). Шесть великолепно аранжированных пьес с доминирующим прото-симфоническим звучанием клавишных, проходами акустических гитар, мягким ритмом, мужским и женским солирующими вокалами на испанском языке (в том числе и на тексты турецкого поэта Назыма Хикмета и чилийца Пабло Неруда) и красивой вокальной капеллой. Оригинальное мексиканское издание CD 1997 года дополнено двумя бонус-треками. Это композиции, заимствованные со второго альбома группы Aqui Estamos (1981), записанного уже с новыми музыкантами – к тому моменту основные авторы дебютного альбома Miguel Porcel и Jose Maria Vitier уже вышли из состава... что, впрочем, никак не отразилось на музыке коллектива. Все такой же элегантный, спокойный, романтический и продуманно правильный арт-рок – в духе своего времени и лучших образцов итальянской и испанской арт-прог-школ 70-х. Из контекста выпадает разве что завершающий альбом девятиминутный бонус – почти полностью инструментальная авант-прог-обработка пьесы “Elogio De La Danza” кубинского композитора, гитариста и дирижера Leo Brower – безусловно, украшение и находка для этого уникального архивного издания. Современный SINTESIS – из оригинальных участников в составе остались только Carlos Alfonso и Ele Valdes – один из самых уважаемых и известных кубинских коллективов. Уже что-то типа семейного предприятия. Много гастролирует и регулярно участвует в международных этно-джазовых акциях: над симфо-арт-роковым прошлым группы окончательно возобладало настоящее... пританцовывающее под зажигательные афро-кубинские ритмы. Дискография: En Busca De Una Nueva Flor (1978/1997, LP/CD); Aqui Estamos (1981/1997, LP/CD); Hilo Directo (1984/1994, LP/CD); Ancestros (1989/1994, LP/CD); El Hombre Extrano (1991/1994, LP/CD); Ancestros II (1993, LP/CD); En los limites del Barrio (1995, LP/CD); Orishas (1997, CD); Yoruba Celebration (2000, CD); Habana A Flor De Piel (2001, CD) цена RAIG: 500 ru Cronico / Delirium Room / 2007 (self-released)
Группа CRONICO – «новая надежда мексиканского симфо-прога», как называют ее специалисты – сформировалась в 2006 году. Репетиции, концерты в Мехико и предместьях, студийные сессии... и уже в 2007 году Lizbeth Mendizabal (вокал), Daniel G. Koppen (синтезатор, гитара), Gabriel Eguiluz (гитары), Alejandro Lopez (ударные) и Edgar George (бас) записывают и самостоятельно выпускают свой дебютный альбом Delirium Room. Коллектив избегает прог-металлических клише и не стремится стать очередным «латиноамериканским ответом дрим-театру», но отталкивается от традиций классического симфо-арт-рока 70-х и мелодического нео-прога 80-х. Незамутненный саунд, интересные темы и аранжировки, хорошее взаимодействие музыкантов, сбалансированное обращение к акустике и электричеству, чередование вокальных номеров с инструментальными интермеццо (продолжительность композиций от 2 до 9 минут) и весьма неплохая вокалистка (поющая на испанском и иногда на английском языке). Потенциал группы велик, но раскрывается он, прежде всего, в инструментальных пьесах (их на альбоме четыре) и в развернутых инструментальных проигрышах (которые есть в каждой композиции): ритм-секция выглядит более динамичной и разноплановой, музыканты варьируют темпы и тональности, предлагают интересные кросс-лайн-дуэли клавишных и гитар. В некоторых вокальных частях квинтет, напротив, попадает в распространенную ловушку песенного формата: словно, падает вдруг с высоты полета фантазии и сосредотачивается на земной аккомпанемент-поддержке своей юной вокалистки. Таких фрагментов на альбоме, правда, не много и, в целом, коллектив реализует задуманное очень достойно. В общем, есть интрига и есть перспектива – уверен, что многие слушатели и специалисты, уже обратившие на группу внимание, будут внимательно следить за «прогрессированием» CRONICO и с нетерпением ждать новых работ. цена RAIG: НЕТ
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|