NASONI
NASONI Records – культовый независимый рекорд-лейбл из Берлина, одни из инициаторов и убежденных активистов международной кампании «за возрождение винила». Учредил предприятие в 1996 году Hans-Georg Bier – энтузиаст, знаток психоделической рок-музыки и собиратель винила с 30-летним стажем. Поскольку культура коренных обитателей Североамериканского континента интересовала основателя не меньше музыки, то свой лейбл он назвал в честь одного из индейских племен, которому некогда принадлежала часть земель американского штата Техас. Любопытно, что и первым релизом новообразовавшегося лейбла стал альбом техасской музыкальной коммуны Zendik Farm из Остина… С того времени на Nasoni выпущено около двух сотен релизов коллективов из Германии, Европы, Северной и Южной Америки – винил различных форматов, компакт-диски и DVD – только строго лимитированные издания. Свой путь на лейбле начинали многие знаменитости современного психоделик- спэйс- краут- классик-хард- рока, стоунера и даже дума. Среди них: Liquid Visions, Vibravoid, Sula Bassana, Colour Haze, 3Speed Automatic, Siena Root, Causa Sui, Samavayo, Earthling Society, La Ira De Dios, Atomic Workers, Don Juan Matus, The Machine, The:Egocentrics, Electric Moon и т.д. Помимо собственной продюсерской и издательской деятельности, Nasoni оказывает деятельную поддержку другим независимым германским рекорд-лейблам, в частности небезызвестным Elektrohasch Schallplatten и Sulatron. Также в наличии:
The :Egocentrics / Center Of The Cyclone / 2011 (nasoni 105) CD = 1100 ru Electric Riders / Music For A Family Gathering / 2007 (nasoni 064) CD (digipak) = 1100 ru Grand Tuner |Johnson Noise| / Sould Out / 2009 (nasoni 085) CD = 650 ru La Ira de Dios / Hacia El Sol Rojo / 2003 (nasoni 039) CD (digipak) = 1200 ru La Ira de Dios / Archaeopterix / 2006 (nasoni 045) CD (digipak) = 1200 ru Lord Montague / Lord Montague / 2014 (nasoni 151) CD = 900 ru Arenna / Beats of Olarizu / 2011 (nasoni 108)
К дебюту на европейской стоунер-сцене группа ARENNA (искаженное написание испанского слова «песок») из столицы испанской Страны Басков, города Витория-Гастейс готовилась основательно и по нынешним меркам долго. Guille (ударные), Javi (бас), Txus (вокал), Kike (гитара) и Rober (гитара) вместе начали играть в 2005 году. В 2007-ом выпустили весьма неплохое 8-трековое демо (в бесплатном доступе на Bandcamp-страничке), которое не осталось незамеченным… Весной 2011 года на влиятельном германском рекорд-лейбле Nasoni в свет был выпущен первый официальный полноформат ARENNA под названием Beats Of Olarizu: компакт-диск и двойной винил с 3 бонус-треками (400 экз. на черной массе, 100 на медово-желтой). Материал записывался на двух уик-эндах – соответственно, в мае и сентябре 2010 года – при участии сессионных клавишников Jaime Zuasti и J.Lopez, а также вокалиста Jony Moreno (из THE SOULBREAKER COMPANY). Мастерингом занимался «сладж-мессия» и «дум-оверлорд» американского хэви-экстрима, лос-анджелесский музыкант и саунд-продюсер Billy Anderson (в списке клиентов которого значатся Sleep, Buzzov’en, Neurosis, The Melvins, Acid King, Mr. Bungle, Fantomas, Eyehategod, High On Fire, Bongzilla, Orange Goblin, Weedeater, Cathedral, Los Natas и многие-многие другие)… Да, испанский квинтет неоднократно признавался в любви к музыке Kyuss, Colour Haze, Black Sabbath, Clutch и Earthless… да, они по-прежнему обожают, когда «ветер в лицо», а «на зубах скрипит песок вечности»… но, то, что им удалось сделать на Beats Of Olarizu, превосходит все ожидания. Однозначно читаемого стилистического профиля у группы как такового нет. В первой половине альбома композиции звучат с основательным уклоном в сторону «традиционалистского саббато-дума», но с достаточно сильными «хард-проговыми» влияниями (“Morning Light”, “Receiving the Liquid Writings”, “Fall of the Crosses”); тогда как во второй половине доминирует «психоделический эйсид-стоунер» (“Eclipse” и “The Strangest of Lives”). В некоторых песнях вокально-лирическая часть, исполняемая на очень хорошем английском языке, разворачивается неожиданно мощным и красочным поэтический потоком; в других же треках пение несет скорее образно-функциональную нагрузку, в нужные моменты эффектно оттеняя инструментальную часть. Вокалист, должно признать, со времен демо-записи сильно вырос: его манера исполнения приобрела драматургический лоск, а голос расцвел узнаваемыми тембральными нюансами (напоминающими порой Geddy Lee в лучшие годы). Вне зависимости от стилистических акцентов и балансов вокально-инструментальных построений в отдельных композициях, материал в целом отличают безупречный вкус, фокусированный мелодизм, высокий динамический тонус и хорошая плотность текстурной насыщенности. Музыканты уделяют очень серьезное внимание аранжировке: осевой рифф, как правило, обыгрывают эффектными тематическими импровизациями, совмещают его с филигранными сольными партиями и текстурными гипно-атмосферными изысками (достигающими кульминации в заключительном, получасовом, включая 4-минутный саунд-брейк, психо-трип-скейпе “Metamorphosis in Ic”)… ARENNA – коллектив с необузданной фантазией, мощным творческим потенциалом и очень серьезными амбициями. Их Beats Of Olarizu – безусловно, открытие и, по моему суждению, один из самых впечатляющих хэви-релизов 2011 года вообще. Это заслуженный успех, к которому группа шла несколько лет – целеустремленно и не размениваясь на мелочи. Что дальше? Сколько времени потребуется испанцам, чтобы сделать свой следующий альбом еще более мощным и ярким по отношению к дебюту? И возможно ли это в принципе? Время расставит все по своим местам. А пока… Огромный респект и благодарность музыкантам, самые настоятельные рекомендации альбома всем серьезным музыколюбам! Дискография: Arenna (2007, CD-R); Beats of Olarizu (2011, CD/2LP) цена RAIG: 1200 ru Mos Generator / The Late Great Planet Earth / 2006 (nasoni 051)
MOS GENERATOR – одна из самых нетривиальных групп современной американской хэви-психоделической сцены. Учредили ее в 2000 году в городке Порт-Орчард штата Вашингтон ветераны «сиэтловского рок-движения», еще в начале 90-х годов выступавшие вместе как TWELVE THIRTY DREAMTIME: гитарист, вокалист и клавишник Tony Reed* (также игравший в TREEPEOPLE, GOODBYE HARRY, WOODROT и др.), барабанщик Shawn Johnson (из группы MINDFUNK) и басист Scooter Haslip (из VOODOO GEARSHIFT). По словам музыкантов, никаких далеко идущих целей они не преследовали – просто хотелось перевести дух, вспомнить былое и поиграть что-то для собственного удовольствия. Друзья уволились из своих групп, надолго засели в маленькой самооборудованной студии и в итоге записали то, что стало дебютным альбомом MOS GENERATOR. В 2002-ом диск выпустили самиздатом под логотипом Music Abuse Records. За ним последовали: в 2004-ом – концертный альбом Live At The Manette, и в 2005-ом – второй студийный полноформат, которому суждено было многое изменить в жизни авторов… Изначально The Late Great Planet Earth был выпущен на виниле – как кооперативный релиз лейблов Music Abuse и Undersea Records. В марте 2006-ого его продублировал на компакт-диске калифорнийский лейбл South Spit Records; а еще через месяц – один из флагманов современной психоделии, германский Nasoni Records (в августе 2008-ого немцы осуществили и переиздание альбома на виниловом LP)… Обратимся европейскому пресс-анонсу: в нем MOS GENERATOR отрекомендованы как «группа с широким спектром влияний, включая гранж и стоунер начала 90-х, хард-н-блюз и психоделик-прог 70-х… гибрид Monster Magnet, Josiah, Mountain, Captain Beyond и Leaf Hound». Однако ассоциация, рождающаяся буквально с первыми созвучиями The Late Great Planet Earth, довольно неожиданна – это Pink Floyd середины 70-х годов. Прием неторопливого раскручивания мелодической спирали под характерно-узнаваемое органно-синтезаторное тонированное используется в большинстве композиций. И лишь благополучно пройдя стадию иногда довольно продолжительного пролога, трио включает рабочие обороты и заряжает крепленым хард-блюзовым винтажем – в этой части они действительно могут напомнить и Mountain, и Blue Cheer, и еще много кого… В совокупности большинство номеров звучит как вполне «прогрессивная» интерпретация хард-рок классики 70-х: слишком мудрено и «непесенно» для стоунер-мэйнстрима; слишком приземлено и кряжисто по меркам утонченного арт-музицирования. В вопросе соотнесения музыки группы со «стоунером» некоторая ясность наступает лишь в четвертом треке: “Opium Skies” – это, пожалуй, самый «хитовый» номер программы, жесткий и динамичный «про-саббатовский» трад-дум-боевик… Самое время отметить, что деление The Late Great Planet Earth на отдельные треки весьма условно. Весь альбом – это цельно-концептуальный эпик из двенадцати частей, которые связаны сюжетной фабулой (история о Конце света) и сменяют друг друга без каких-либо пауз. Большинство этих частей, тем не менее, имеют свои собственные прологи-вступления (в форме уже упомянутых «пинк-флойдовских» рефлексий). В контексте программы таковые воспринимаются как своеобразные связующие интерлюдии, в известной степени усложняющие восприятие действа. Поклонникам музыки сложных многочастных форм это должно понравится, но слушателя, охочего до песенно-куплетной доступности, может и в панику повергнуть… The Late Great Planet Earth – во многом «альбом-в-себе», не совсем типичный для жанра, к которому критики причисляют MOS GENERATOR, и едва ли похожий на прочие работы коллектива. Как ни парадоксально, но именно он за какие-то два-три года приобрел культовый статус – причем среди приверженцев весьма разных музыкальных эстетик – и принес американской группе международное признание. Рекомендуется! * Tony Reed – сонг-райтер, вокалист, гитарист, мульти-инструменталист и саунд-продюсер. Музыкой занимается с 12 лет. Помимо MOS GENERATOR, занят в настоящий момент также в группах STONE AXE, HEAVY PINK и HOT SPRING WATER. В качестве саунд-продюсера работал с группами Saint Vitus, The Hitch, Iron Claw, Stubb, Poobah, Grifter, Mighty High и др. Считает, что наибольшее влияние на него оказали альбомы групп: Black Sabbath, Iron Butterfly, Judas Priest, Iron Maiden, Kiss и Rush. Дискография: Mos Generator (2002/2011, CD/LP); Live At The Manette (2004, CD-R); The Late Great Planet Earth (2005/2006/2008, LP/CD/LP); The Vault Sessions (2006, CD); Tales From The Vault (2007, 10"); split w/ THE HITCH (2007, 7"); Songs for Future Gods (2007, CD/LP); Jam Room Demos. Volume II (2008, 7"); Destroy! The Mos Generator Volume 2001-2008 (2008, CD/2LP) цена RAIG: 1200 ru Ax Genrich / Spontaneous Combustion / 2010 (sh006)
Axel Genrich – немецкий гитарист-виртуоз с индивидуальной импровизационной техникой, один из первопроходцев «краут-рока» и по-настоящему культовая фигура в современном германском рок-андеграунде. Свою профессиональную карьеру Ax Genrich начинал в группе AGITATION FREE, с которой выступал, правда, всего три месяца: в 1970-ом его пригласил на запись дебютной пластинки своей группы Mani Neumeier. В составе GURU GURU гитарист в итоге задержался на три года, приняв участие в создании пяти первых альбомов коллектива. В 1974-ом он уволился, пробовал собрать собственную группу HIGHDELBERG (с Hellmut Hattler и Peter Wolbrandt из Kraan и Hans-Joachim Roedelius из Cluster) и даже выпустил с ней альбом. Потом увлекся панк-музыкой и нью-вэйвом, основал группу RIF… разочаровался и забросил музыку на добрых десять лет… В середине 90-х вернулся, чтобы выпустить пару сольных альбомов и вновь исчезнуть… Второе возвращение на сцену случилось в середине «нулевых» – во многом благодаря энтузиазму фэнов, группировавшихся вокруг сообщества “Psychedelic Network” и даже организовавших коммунальный рекорд-лейбл Sunhair. В 2010 году шеф Sunhair Records (на котором на тот момент было издано уже два альбома с участием Ax Genrich) обнаружил в своем архиве любительские пленки, записанные на DAT-рекордер в 1995-1996 годы на концертах трио Ax Genrich (гитара, вокал), Walt Bender (ударные) и Mario Fadani (бас). Записи передали Genrich, который лично отобрал на его взгляд самые удачные номера и одобрил их публикацию. Так родился альбом Spontaneous Combustion («Спонтанное возгорание»): за исключением “Trixie’s Blues”, все треки на нем имеют студийные прототипы (на альбомах Psychedelic Guitar и Wave Cut, выпускавшихся лейблом ATM Records, соответственно, в 1994 и 1995 году). Однако различия между студийными оригиналами и концертными версиями очень велики: материалы Spontaneous Combustion представляют собой в основном инструментальные, развернутые кислотно-психоделические трип-импровизации на заданные темы. Несмотря на то и дело пробивающийся гомон подвыпившей публики, качество звучания на удивление приличное. Трио играет слаженно, плотно и мощно, а гитарные пассы «гуру краут-гитары» не перестают восхищать. Очень интересный релиз для ценителей «живого импровизационного момента» в эйсид-роке и хэви-психоделии. цена RAIG: 1200 ru Ax Genrich and Band / Fretboard Jungle / 2012 (AX003)
Во второй половине первого десятилетия нового века, на мощной волне интереса к музыке 70-х, в частности к различным формам «психоделического рока», Axel Genrich (один из столпов немецкого краут-рока, лучшие годы которого связаны с группой GURU GURU) возобновил концертную деятельность, выпустил на дисках пару довольно успешных «реюньон-лайвов» с друзьями молодости и даже собрал собственный «бэнд». А в 2012 году – впервые за семнадцать лет – решил записать в студии несколько ново-сочиненных песен. Ассистировать ему взялись опытные джазовые профессионалы, с которыми гитарист знаком много лет и сотрудничал неоднократно: бас-гитарист и контрабасист Mario Fadani и барабанщик Steff Bollack (последний также взял на себя функцию звукорежиссера). Трио записало пять новых композиций и два ремейка: “Kosmic Phartz” (с альбома 1976 года Highdelberg) и “Samantha’s Rabbit” (с альбома 1973 года Guru Guru). Из этих материалов, добавив концертный бонус-джем (в котором прозвучала интерпретация “Dalai Lama” по мотивам песни с альбома 1970 года Guru Guru), и собрали альбом Fretboard Jungle. Редактированием, овердабами и сведением занимался сам Genrich; мастеринг подготовил Stefan Wagner… Не сомневаюсь, что поклонники легендарных Guru Guru от этого альбома будут в восторге, потому что в известном смысле это – возвращение к корням, к сочинительству и к иронично-утрированной импровизации «на заданную тему». Примечательно, что впервые за много лет Ax Genrich удалось реализовать все свои замыслы в столь качественном звучании. Нюансы и тонкости самобытного стиля музыканта слышны идеально, и, в общем-то, вопрос о том, почему Genrich всегда считался «уникальным исполнителем» в кругах знатоков не только психоделического рока, но и канонического джаза и ритм-н-блюза, снимается сам собой. Тем более, что музыка на Fretboard Jungle – это в первую очередь рэйгтайм, блюз, джангл, вестерн, скифл, твист, серф… интерпретированные на особый «психоделический импровизационный» манер. Альбом в основном инструментальный: т.н. вокально-лирическая часть присутствует, но сводится к минималистско-речитативному повторению мантрических фраз-формул, своеобразных пикантных эпиграфов к звучащей музыке (типа «огуречик огуречик, не ходи на тот конечик» с последующим продолжительным инструментальным разъяснением, почему «огуречику» не следует никуда ходить). Звучит порой очень забавно и неожиданно, стилистически эклектично, но всегда очень убедительно с точки зрения художественной выразительности. Никаких иных изобразительных средств, кроме гитары, бас-гитары и ударных, не задействовалось и не привлекалось, но инструментальная часть звучит очень насыщено. Что касается числа оригинальных идей, то из каждого номера на Fretboard Jungle при должном навыке и желании (и оно наверняка появится у некоторых «нео-краут» современников) можно сделать очень неплохой (по нынешним меркам) эйсид-трип-психоделический полноформат… Остается лишь констатировать, что 67-летний ветеран пребывает в прекрасной форме, а его «Гриф-джангл» с точки зрения актуальности и креативности является, пожалуй, самой приятной неожиданностью года в психоделическом роке. Долгих лет мастеру, и искренние рекомендации любителям хорошей рок-музыки! Дискография: Highdelberg (1976/1995/2006, LP/CD); RIF: Realitat Nix Blabla (1981/2012, MC/CD); Psychedelic Guitar (1994, CD); Wave Cut (1995, CD); Neumeier – Genrich – Schmidt. Psychedelic Monsterjam (2004, CD); Neumeier – Genrich – Schmidt. The Intergalactic Travel Agency (2005, CD); Axymoron (2009, CD); Spontaneous Combustion (2010, CD); GURUMANIAX. Psy Valley Hill (2010, CD/LP); Fretboard Jungle (2012, CD/2LP) цена RAIG: НЕТ Electric Moon / The Doomsday Machine / 2011 (nasoni 118)
The Doomsday Machine – третий релиз немецкого хэви-психоделического трио ELECTRIC MOON на легендарном берлинском рекорд-лейбле Nasoni. Это посвящение художнику-семидесятнику Ulla Papel (он же Ulli Mahn, отец Komet Lulu), концептуально призванное «озвучить» его живопись (см. обложку и буклет). Основной массив альбома записан трио Komet Lulu (бас, эффекты, вокал, лирика), Sula Bassana (гитары, эффекты, синтезаторы) и Pablo Carneval (барабаны). По ряду параметров эта работа заметно отличается от типичного для группы продукта, которого в последнее время выдается много и регулярно. На первый взгляд – все та же, расползающаяся вязкой субстанцией по всему пространству и крепко связанная с состоянием духа и тела практикующих адептов-музыкантов, перегруженная текстурно-интуитивная импровизация на жесткой ритмической платформе. Исполнено, как и всегда, «живьем-в-первый-дубль», но звучит на удивление качественно – налицо факт саунд-продюсирования (мастеринг готовил Eroc), коим обычно коллектив себя не утруждает. В силу существенного улучшения звучания в толще привычных уже шумовых искажений и наслоений вполне различимы простейшие структурные фигуры; упругая низкочастотная пульсация сопровождается космо-потусторонними голосовыми импровизациями басистки, которые в отдельных случаях приобретают свойства вполне конкретной англоязычной лирики. Большинство номеров исполняется в моторном спэйс-роковом стилистическом ключе, хотя в титульной композиции (место за ударной установкой на ней занял новый барабанщик по имени Alex) трио углубляется в мрачную и сырую чащобу психо-дум-метал. Джемуют музыканты, что говорится, пока не закончится пленка в рекордере, потому номера на альбоме все больше эпической продолжительности. Не могу сказать, что прослушивание дается легко, но «Машина Судного Дня» явно держит слушателя в тонусе лучше и дольше прочих записей ELECTRIC MOON, да и интересных ходов-поворотов на альбоме поболе обычного. Рекомендую! P.S. Выпущено на CD и 2LP-виниле (100 экз. на крапленой массе и 700 экз. на черной). Издания идентичны. Дискография: Lunatics (2010, CD/LP); Live At Epplehaus (2010, 2CD-R); Lunatics Revenge (2011, LP); Live At Immerhin (2011, 2CD-R); Inferno (2011/2012, CD-R/2LP/CD); Flaming Lake (2011, CD-R/2LP); split w/ GLOWSUN. Sun and Moon (2011, LP); The Doomsday Machine (2011, 2LP/CD); Live at Sulatron Records Label Light (2011, CD-R); split w/ HYPNOTIZED NOT PARALYZED (2012, 7”); Cellar Space Live Overdose, Darmstadt (2012, CD-R/2LP); Live 2012. One (2012, CD-R); Live 2012. Two (2012, CD-R); D-Tune (2013, CD-R); You can see the sound of Electric Moon (2013, 10”) цена RAIG: НЕТ Electric Moon / Lunatics Revenge / 2011 (nassoni 106)
Lunatics Revenge – компаньон-релиз альбома Lunatics. Включает отсутствующие на виниловой версии этого альбома композиции “Gefaehrliche Planetengirls” и “Lunatic”, плюс две новые пьесы “D-Tune” и “The Landing”. Издание осуществлено только на виниле (100 экз. на мраморной массе и 400 экз. на классической черной). На Nasoni Records тираж полностью продан! цена RAIG: НЕТ Wo Fat / Nache del Chupacabra / 2011 (nasoni 104)
WO FAT – «стопроцентно американское» пауэр-трио из Далласа, штат Техас… штата, который является вторым в США по размеру территории и численности населения, славится своей нефтегазовой отраслью, энергетикой, сельским хозяйством, космическими и информационными технологиями… в котором до сих пор считается хорошим тоном щеголять в широкополой шляпе, джинсах и сапогах со скошенным каблуком… и на который по статистике приходится добрая половина смертных приговоров, выносимых в США… Гитарист, вокалист и сонг-райтер Kent Stump, басист Tim Wilson и барабанщик Michael Walter собрались вместе в 2003 году. В 2006-ом на лейбле Red Menace Records вышел их дебютный альбом The Gathering Dark; через три года на техасском Braintickets Records – второй полноформат под названием Psychedelonaut. Группа пользовалась популярностью у местной публики, была известна зарубежным поклонникам стоунер-дум музыки, но настоящая известность пришла лишь в 2010 году, когда Psychedelonaut был переиздан на виниле в Европе – на авторитетном Nasoni Records. «Куй железо, пока горячо»! В 2011 году, следуя этой народной заповеди, WO FAT подписали с немецким рекорд-лейблом и контракт на виниловое переиздание The Gathering Dark. Но еще до выпуска пластинки на том же Nasoni в свет вышел третий программный альбом группы – многими уже ожидаемый Nache Del Chupacabra: CD и винил-LP (400 экз. на черной массе, 100 на медово-желтой)… На этот раз коллектив порадовал поклонников фирменной (цитирую самих музыкантов) «парадигмы Black Sabbath, Jimi Hendrix и ZZ Top» всего четырьмя новыми песнями (средней продолжительностью 7-8 минут) и давшим альбому название полностью инструментальным эпиком (на 15 минут). Музыка? «Настоянный на блюзе, крепчайший психоделический дум… вызывающий в сознании образы загадочных колдовских хижин, в окрестностях которых рыскают толпы живых мертвецов… призрачных перекрестков с воющими гончими ада… темных чащоб с затаившимися кровожадными вурдалаками и упырями… великого Зазеркалья, где правит всемогущий Рифф», – ухмыляются техасцы. Что на счет упомянутой «парадигмы»? Хм… лично мне показалось, что ее авторы не так просты, как кажется. И стилистический «айкью» у них явно выше, чем у среднестатистических стоунер-дум исполнителей по всему миру. Во всяком случае, в музыке Nache Del Chupacabra знакомо-привычные элементы эйсид-психо, стоунер-дума и буги-блюза скреплены в фундаментальный монолит богатой текстурно-экспериментальной вязью и в совокупности являют весьма насыщенную психоделическую хэви-кроссовер-фантасмагорию. В роли сказителей «городского фольклора» Stump, Wilson и Walter очень хороши. Лирическая часть, нередко исполняемая в два голоса – гитарист и барабанщик – чувственно-грубовата, немногословно-лаконична, но доходчива. Поют, впрочем, немного, и подлинного размаха каждая вещь на альбоме набирает именно в инструментальной части. Отмечу, что в отличие от большинства классических эйсид-трио с гитаристом в роли главенствующего солиста-импровизатора, ритм-секция WO FAT далеко не ограничивается статической поддержкой фронт-мена и, несмотря на использование традиционных для стиля композиционных построений, во многом определяет художественный характер действа. У басиста и барабанщика группы высокий исполнительский класс, богатый технический арсенал и воистину феноменальное чувство грува. В какие бы дебри кислотного кошмара не погружался гитарист, эти двое оказываются абсолютно состоятельными в поддержании как динамического тонуса, так и рифф-мелодической выразительности (к слову, барабанно-гитарные дуэты – образца, например, Olde Growth – в последние два-три года стали пользоваться огромной популярностью на американской хэви-сцене). Техасский WO FAT предстает исключительно отлаженным художественным механизмом, музыка которого действительно «горяча», как мексиканская «слеза голубой агавы», и «клыкасто-зубаста», как загадочная зверушка «чупакабра», упомянутая в названии нового опуса (кстати, легенда о ночном «козьем вампире» родилась не в Мексике, как многие считают, а в Пуэрто-Рико). Коллектив доказал, что способен не только удивлять старых поклонников, но и привлекать слушателя из иного эстетического измерения. Nache Del Chupacabra я бы назвал, пожалуй, лучшим альбомом года в хэви-психоделическом жанре. Должно иметь! P.S. Оформлением релиза занимался немецкий дизайнер-иллюстратор Alexander von Wieding, в музыкальном сообществе хорошо известный по сотрудничеству с группами авторитетного американского лейбла Small Stone Records (к ростеру которого WO FAT в итоге и присоединились). Дискография: The Gathering Dark (2006, CD/2LP); Psychedelonaut (2008, CD/2LP); Nache del Chupacabra (2011, CD/LP) цена RAIG: НЕТ Electric Moon / Lunatics / 2010 (nassoni 101)
В начале 2010 года к своим обязанностям шефа рекорд-лейбла и мэйл-ордера Sulatron, лидера культовой группы ZONE SIX, сольного функционера и активного коллаборатора Dave Schmidt ака Sula Bassana добавил и участие в новой группе ELECTRIC MOON. Говорят, что проект возник по инициативе его подруги, профессиональной художницы и дизайнера Komet Lulu, которая в группе играет бас-гитару и иногда поет. Роль барабанщика взял на себя Bernhard Fasching ака Pablo Carneval – участник австрийской группы THE BLOWING LEWINSKY и соратник Dave Schmidt по группе INTERKOSMOS. Sula Bassana в трио играет на гитаре и электрооргане, и, судя по всему, является главрежем дебютной постановки под названием Lunatics. Осуществлена она в силу различных обстоятельств не на подмостках Sulatron Records, а под крышей авторитетного германского антрепренера современной психоделической субкультуры Nasoni Records, с которым Dave связан давними дружескими и партнерскими узами. Альбом выпущен в форматах тиражного CD и LP (100 экз. на красной массе и 400 экз. на черной). Причем две открывающие альбом инструментальные композиции “Gefaehrliche Planetengirls” и “Lunatic” на винил не попали. На LP, таким образом, присутствует лишь одна инструментальная пьеса “Brain Eaters” и два трека с вокалом – “Hotel Hell” и “Moon Love”. К чему эти подробности? Все просто: винил дает существенно искаженное представление об альбоме и о творчестве ELECTRIC MOON в целом. Это стоит принять к сведению и начинать знакомство нужно именно с CD-носителя (тем более что LP является всего лишь копией оригинальной цифровой записи, и звучит он, мягко говоря, оригиналу не близко). Выстроившиеся в продолжительный инструментальный ряд “Gefaehrliche Planetengirls” (13 мин.), “Lunatic” (12 мин.) и “Brain Eaters” (19 мин.) исчерпывающе демонстрирует творческое кредо коллектива. Это каноническая инструментальная психо-джем рок-импровизация, но с акцентированной краут-роковой моторикой (напоминает исходные сессии Electric Orange, из которых еще не выкристаллизовались полноценные краут-боевики): Komet Lulu методично басит на переднем плане, Pablo Carneval старательно держит грув, а Sula Bassana оккупирует задние планы со свой спэйс-эйсид-гитарой и иногда с электроорганом. Использование студийных наложений позволяет избежать пустоты, добиться нужной плотности и массивности саунда (хотя в этих аспектах трио все же уступает известным скандинавским психо-спэйс мини-оркестрам Oresund Space Collective и Kaabel). В тот момент, когда инструментальные пассы трио несколько приедаются, Komet Lulu начинает петь: да не что-нибудь, а “Hotel Hell” авторства Eric Burdon (альбом 1967 года Winds Of Change)! Неожиданная, но очень своевременная 5-минутка, ибо сразу добавляет разнообразия и дает передохнуть перед финальной 23-минутной композицией “Moon Love”, на которой вокал сведен к эротическому шепоту-речитативу (и которая напоминает вариацию группы Bardo Pond на первую часть двойного альбома 1969 года Ummagumma от Pink Floyd). Смикширован материал продуманно и грамотно, и с CD-оригинала звучит превосходно (мастеринг известного немецкого саунд-продюсера Joachim Ehrig или Eroc)… Констатирую, что дебют ELECTRIC MOON вполне удался. Коллективы, специализирующиеся на психоделической рок-импровизации, как правило, не испытывают недостатка в записанном материале, поскольку протоколируют практически все свои сессии и выступления. Предвижу, что уже в ближайшее время у нового австро-германского трио появятся очередные «официальные и полуофициальные» релизы. Но как минимум до следующей серьезной студийной сессии уровень альбома Lunatics вряд ли будет превзойден. P.S. На Nasoni Records тираж винила полностью продан! цена RAIG: НЕТ The Machine / Solar Corona / 2009 (nassoni 089)
THE MACHINE – пауэр-трио из голландского Роттердама в составе Davy Boogaard (барабаны), Hans van Heemst (бас) и David Eering (гитара, вокал). Группа образовалась осенью 2006-ого. К концу следующего года самиздатом выпустила дебютный альбом Shadow Of The Machine. Свой второй альбом Solar Corona музыканты предложили на авторитетный германский рекорд-лейбл Nasoni. Релиз состоялся в 2009-ом: в форматах CD и 2LP (400 экз. на черной массе, 100 экз. на цветной)… Семь композиций, стилизованных под винтажную классику гитарного эйсид-рока. Формула стара, как «рок»: в основе очень простая композиционная структура; трио методично отрабатывает ее в первой – как правило, не особо продолжительной части; минуты через три-четыре ритм-секция фокусируется на поддержании ровного грува, передний же план полностью отдается гитаристу-фронтмену, который много и интенсивно солирует, импровизирует, иногда зависает в медитативном трансе и время от времени возвращается к базовой теме, чуть иначе ее интерпретируя на каждом новом витке… Как вы понимаете, при соответствующих условиях подобное шоу (в качестве эталона я бы назвал знаменитые лайв-джемы Jimi Hendrix) может продолжаться бесконечно… Голландцы на своем альбоме далее 17 минут не заходят (самый продолжительный трек – это “Moons of Neptune”), на коротких отрезках бодро включают «кайэс-овскую» стоунер-моторику (показательна 3-минутная вещица “X”), тщательно избегают повторов и однообразия (в аранжировке “Interstellar Medium”, например, используют перкуссионную акустику), демонстрируют хорошее взаимопонимание и приличное знание предмета. Изредка гитарист отваживается спеть – буквально несколько относительно связанных фраз на английском языке: подобный «мантрический» вокал погоды не делает, но некоторого шарма, безусловно, добавляет… В совокупности звучащее на Solar Corona весьма напоминает Colour Haze конца 90-х – тот же вязкий и гулкий аналоговый саунд, те же алгоритмы композиционных построений, очень похожие манеры исполнения у гитаристов и пр. (вот только эффектных хитов, сравнимых со знаменитой “Superstar”, у голландцев, увы, нет). С точки зрения моделирования в современных условиях специфической кислотно-психоделической ауры рубежа 60-70х – альбом у THE MACHINE получился очень достоверным и правильным. Но ждать каких-либо откровений и инноваций не стоит. Дискография: Shadow of the Machine (2007, CD); Solar Corona (2009, CD/2LP); Drie (2010, CD/2LP) цена RAIG: НЕТ Sula Bassana / and The Nasoni Pop Art Experimental Band. Vol.1 / 2006 (nasoni 048)
В 1996 году коллекционер с 30-летним стажем из Берлина, Hans-Georg Bier решил учредить собственный рекорд-лейбл и назвал его в честь племени североамериканских индейцев – Nasoni. В орбите начинания естественным образом оказались популярные в то время местные психо-хард-рок группы JOHNSON NOISE и LIQUID VISIONS (во главе с басистом Dave Schmidt)… Прошло десять лет, любительская инициатива выросла в, пожалуй, самую известную и преуспевающую международную независимую рекорд-компанию, специализирующуюся на психоделик- спэйс- и хард-роке. На грандиозный фест по случаю юбилея в Берлин слетелись все нынешние хэдлайнеры Nasoni: перуанские психо-стоунеры La Ira de Dios, английские спэйс-рокеры Earthling Society, итальянцы Atomic Workers, шведы Darxtar и лучшие силы германского андеграунда Vibravoid, Polytoxicomane Philarmonie и Zone Six (п/у того же Dave Schmidt)… Schmidt, помимо прочего, решил сделать лейблу и его руководителю специальный подарок: собрал друзей и, не без лукавства назвавшись THE NASONI POP ART EXPERIMENTAL BAND, ветераны записали альбом, который, со слов музыкантов, «передает истинный дух лейбла». Участники: Dave Schmidt ака Sula Bassana (гитары, клавишные, барабаны, вокал, флейта, гармоника; LIQUID VISIONS, WELTRAUMSTAUNEN, ZONE SIX, SUDSTERN 44), Jurgen Grunz (бас; JOHNSON NOISE), Slike Fugmann ака Elli Popelli (вокал, бас, орган, свистки; WELTRAUMSTAUNEN, SUDSTERN 44) и Chris Schwartzkinsky (ударные; JOHNSON NOISE, LIQUID VISIONS). Восемь студийных композиций, записанных с наложением партий инструментов и вокалов: четыре – дуэт Popelli-Schmidt (один – с присоединившейся по случаю вокалисткой Michaela Traxler); два трека – трио Schwartzkinsky-Grunz-Schmidt; и еще два – квартет всей четверки. Окончательные штрихи к великолепному звучанию материала добавил известный саунд-продюсер Eroc (сценический псевдоним основателя и барабанщика легендарной группы GROBSCHNITT, ныне успешного сольного артиста). В чем подоплека проекта и что за музыку его участники обозначили как «поп-арт-экспериментал»? Прямого отношения к известным работам JOHNSON NOISE, LIQUID VISIONS, ZONE SIX и SUDSTERN 44 этот альбом не имеет. Равно как и Nasoni Records до этого момента ничего подобного не издавал. Но то, что и руководство лейбла, и музыканты, задействованные в проекте, на такой музыке выросли – сомнения не вызывает. Vol.1 – это стильная нуар-аппликация с «золотого фонда» мирового спэйс- и краут- рока на современность! Can, Faust, Neu! (середины 70-х), Hawkwind (конца 70-х с Robert Calvert)… период, когда на смену абстрактным психоделическим трипам и импровизациям в спэйс- и краут- рок пришел песенный формат. Авторитеты направления активно апеллировали к «широким массам слушателей», доводя композицию, ритм и гармонию до прекрасных и доступных в простоте механистического экстаза форм. Своеобразная альтернатива «диско-экспансии»: желающих потанцевать – прошу на танцпол; остальным – рекомендуется надеть наушники и прочувствовать чудеса современной звукорежиссуры… А «прочувствовать» и оценить действительно есть что! В этой работе Sula Bassana демонстрирует свои бесспорные таланты композитора-песенника и звукорежиссера-затейника, а по ходу дела равно высокий класс владения и клавишными, и струнными, и ударными, и духовыми инструментами. Очаровательно укутывающийся в музыку, чуть манерный «вамп-эхо-вокал» Elli Popelli просто не оставляет никаких шансов нынешним «поющим психоделистам» – он, возможно, лучший из современников в своем жанре. Проверенный временем тандем Jurgen Grunz и Chris Schwartzkinsky как всегда на своем месте и безупречен в качестве созидателей фирменной ритмической грув-пульсации. Но «изюминкой» проекта, безусловно, является творческое партнерство Sula Bassana и Elli Popelli. Началось оно в группе WELTRAUMSTAUNEN (дебютный виниловый LP вышел на Nasoni в 1999 году), продолжилось в группе SUDSTERN 44 (самиздатовский альбом Dampfwalze в 2005 году), но свой потенциал раскрыло именно в рамках этого проекта (иногда они даже поют дуэтом, как это, кстати, практиковали Michael Karoli и Irmin Schmidt после ухода из Can штатного вокалиста Damo Suzuki)… «Подарок» фантастически талантливых артистов своему издателю получился замечательным – стал настоящей жемчужиной коллекции лейбла! А Vol.2, очевидно, запланирован на следующий юбилей Nasoni Records… Дискография JOHNSON NOISE: Johnson Noise (1996/2004, LP/CD); Undine (2004, LP) Дискография SUDSTERN 44: The Dampfwalze (2005, CD-R); Sudstern 44 (2007, CD/LP) цена RAIG: НЕТ Zone Six / Live Wired 2004 / 2005 (nasoni 043)
Еще в 70-е годы один из острых на язык критиков высказался относительно «психо-трип» музыки приблизительно следующим образом: «То, что музыканты от этого процесса получают удовольствие и им хорошо, сомнения не вызывает… Но как себя при этом ощущаем мы, слушатели?»… Не сомневайтесь, слушателям, которым посчастливилось в октябре 2004 года попасть на концерты ZONE SIX (в сопровождении свето-шоу от Kosmik Klaus and his Solar Sea Slideshow) в Sudhaus Tubingen и Schlachthof Lahr, было запредельно хорошо! Четвертый в официальной дискографии группы альбом Live Wired, на котором запечатлены самые удачные моменты двух выступлений, служит тому подтверждением. Поскольку не все участники группы смогли участвовать в мини-туре, Dave Schmidt (бас) и Martin Schorn (синтезатор) объединили усилия с музыкантами экспериментал-стоунер-рок команды SUDSTERN 44 (группа с лейбла Nasoni, в которой играл тогда Schmidt) – Julius-K (гитара) и Walt Jahn (ударные). Бытует мнение, что импровизационную психоделию, в каком составе не играй и где не записывай, результат будет все тот же. Может быть, может быть… Но по поводу Live Wired отмечу три важных момента. Первый: ни один из треков, вошедших в этот альбом, не имеет студийного аналога – весь материал новый. Второй: музыка по своему характеру сильно отличается от той, что записана на трех студийных альбомах. Более жестко и более акцентировано; с фокусом на гитарную пиротехнику Julius-K; при совершенно иной организации ритм-секции в связке Schmidt-Jahn. Третий: исходная многоканальная запись концертных сетов предполагала последующее студийное сведение и доработку, что определило превосходное качество звучания, ничем не уступающее студийным записям. Очевидно, что Live Wired задуман и реализован как программный релиз ZONE SIX, с целью зафиксировать некое новое для группы качество музыки – обозначим его как импровизационный спэйс-психоделик-прог. Идеальный альбом для начала знакомства с выдающимся немецким коллективом! Дискография: First Trip to Zone Six (1997, MC); Zone Six (1998, CD); Triprock Live (1999, CD-R); Live Pebbles. Vol. 1 (2000, CD-R); Live at RAW-Tempel (2002, CD-R); Live Pebbles. Vol. 2 (2003, CD-R); Any Noise Is Intended (2003, CD); Live in der Regenbogenfabrik, Berlin 08.04.2004 (2004, CD-R); Psychedelic Scripture (2004, CD); Live Wired 2004 (2005, CD/LP); Live at Dipol, Freiberg 2006 (2007, CD-R); Live at Cairo, Wurzburg 2006 (2007, CD-R); Live at Burg Herzberg Open-Air 2006 (2007, CD-R); Live at Cairo, Wurzburg 2005 (2007, 2CD-R); 10 Years Of Aural Psychedelic Journeys. Rare & Unreleased (2007, CD); Zone Six featuring Ax Genrich. Live at Psychedelic Network Festival, Wurzburg 2007 (2008, CD-R) цена RAIG: НЕТ Zone Six / Any Noise Is Intended / 2003 (sh001)
В 1997 году, австрийский композитор и мультиинструменталист Dave Schmidt, живший в то время в Берлине и игравший в им же основанной песенной хард-психоделик-рок группе LIQUID VISIONS, решил вместе со своим партнером по коллективу Hans-Peter Ringholz организовать новый проект. По словам артиста, ZONE SIX, в рамках которого музыканты играли импровизационные джемы, замешанные на спэйс-роке, психоделии, трансе и фрик-ауте, создали, чтобы «расслабиться и дать волю фантазии». Новый проект долго оставался в тени популярных LIQUID VISIONS, и только в 2003-ем, когда Schmidt окончательно распрощался со своей прежней группой, ZONE SIX оказались в центре внимания. Any Noise Is Intended – второй альбом ZONE SIX, сыгранный в составе: Claus Buhler (ударные), Martin Schorn (синтезатор, эффекты), Rusty Viltz (синтезаторы, орган), Hans-Peter Ringholz (гитара) и Dave Schmidt (бас). Записали его студийно в 2000 году, свели только в 2002-ом, а выпустили в 2003-ем на скромном независимом лейбле Sunhair. В отличие от одноименного дебюта 1998 года на лейбле Early Birds (очень редкое издание!), который записан с вокалисткой Jodi Barry, второй альбом – полностью инструментальный. Два первых трека – 20-минутный “Score track” и 15-минутный “Any noise is intended” – сделаны по очень похожим лекалам. 5-6 первых минут отведены под атмосферно-космический саундскейпинг с обильными синтезаторными перетеканиями, потрескиваниями и шумами: музыканты неторопливо «раскачиваются», словно, «притираются» друг к другу, «накачивают» кондицию. Первым достигает ее гитарист: из «внешне космического» хаоса звуков выхватывается некая музыкальная реплика, которая постепенно оформляется в музыкальную фразу. На очередном витке методичного повтора ее подхватывает ритм-секция, и процесс достигает апогея: мощная ритмическая пульсация, с акцентированным инфра-низким басом, ведущим монолитный транс-грув (Schmidt очень хорош!). Минут через 8-10 темп замедляется, тонус подает – апофеоз – звук уходит на «фэйд», за который цепляется интро идущего вслед нового трека. Следующие три относительно коротких трека – саундскейп “Psss..”, фрик-саундскейп “Bauchfellhavarie” и развернутая грув-импровизация “The Gotthun” – в принципе работают как части единого целого и в этом качестве вполне соответствуют обозначенной формуле. Подобная «организация» музыкотворческого процесса характерна для абсолютного большинства как «классических» психоделик-краут-рок коллективов 70-х (Amon Duul II, Faust…), так и для адептов «краут-ривайвл» 90-х годов (Electric Orange, The Spacious Mind…). Музыканты блестяще справляются с ролевыми функциями, а разворачивающую текстурную «нирвану» мелодией и солированием не отягощают. Отличный «психо-трип» для посвященных в таинства краут-джем-спэйс-рока. цена RAIG: НЕТ Weltraumstaunen / Weltraumwelt / 2004 (nasoni 005)
В феврале 1998 года Andi Heinrich, лидер баварской спэйс-рок группы GROWING SEEDS, вместе с Dave Schmidt, лидером LIQUID VISIONS и ZONE SIX, учредил WELTRAUMSTAUNEN. Дуэт был задуман как исключительно студийный проект двух индивидуальностей, двух мульти-инструменталистов и не преследовал коммерческих интересов. В период с 1999 по 2004 годы музыканты записали и выпустили два альбома, после чего Heinrich начал сольную карьеру. Альбом Weltraumwelt – вторая совместная работа Dave Schmidt ака Sula Bassana (бас, ударные, клавишные, эффекты, запись, микс, продюсирование) и Andi Heinrich ака Jonas Flux (гитары, вокал, эффекты, синтезатор, ударные) – вышел после довольно продолжительного перерыва. Все песни написаны в соавторстве, за исключением одной (четырнадцатиминутной) инструментальной композиции от Schmidt: большинство вещей – плавно перетекающий от трека к треку вокально-песенный материал, с инкорпорированными в общую канву тремя инструментальными абстрактными электронно-космическими зарисовками. Густой и в отдельных номерах достаточно тяжеловесный спэйс-краут-рок, хорошо структурированный и аранжированный, с хорошим драйвом, большим количеством синтезаторных и гитарных текстур, ненавязчивым англоязычным вокалом, порой подаваемым через различные фильтры и эффекты. Саунд плотный и насыщенный, что, безусловно, выделяет музыку дуэта из череды многих прочих студийных опытов сольного рок-музицирования, когда автор берется за исполнение партий всех инструментов, упуская как-то, что, хороший гитарист, например, сев за ударные, превращается в «хорошего гитариста, не очень хорошо играющего на барабанах». Пожалуй, данный случай являет приятное исключение – с партиями ударных Schmidt справился великолепно (правда, это его далеко не первый подобный опыт – в составе тех же GROWING SEEDS он вообще был штатным барабанщиком). Что касается гитар, клавишных, баса, то и в своих основных составах оба музыканта регулярно меняли инструменты от случая к случаю. Под итог: абсолютно коллективно-полноценный альбом, способный украсить любую коллекцию современной психоделической рок-музыки. P.S. Альбом выпускался на Nasoni Records как CD и виниловый LP (200 экз. на цветной массе и 800 экз. на классической черной массе). Тираж CD лейблом полностью продан! Дискография WELTRAUMSTAUNEN: Weltraumstaunen (1999/2001/2003, LP/CD); Weltraumwelt (2004, LP/CD) Дискография GROWING SEEDS: Mr. Moog (1999, 7”) цена RAIG: НЕТ
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|